На конференции в Минске поделились опытом внедрения ускоренных методов испытаний с помощью первого в России СКН «ЦИКЛОС»

22.03.2024 Просмотров: 399

21-22 марта в Минске состоялась Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии и материалы для дорог и мостов». Организаторами мероприятия выступили Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Республиканское дочернее унитарное предприятие «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «Белдорнии».

В секции «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» выступил начальник управления перспективных методов исследований и испытаний ФАУ «РОСДОРНИИ» Сергей Мирончук. Он рассказал про ускоренные методы испытаний с помощью первого в России симулятора колесной нагрузки (СКН «ЦИКЛОС»).

«ЦИКЛОС» — это в первую очередь научный инструмент, который можно использовать для множества направлений исследований. Внедрение ускоренных испытаний дорожных конструкций позволит решать первоочередные задачи продления срока службы дорожных одежд и обеспечения их межремонтных сроков, а также развивать различные направления дорожной науки, причем как фундаментальные, так и прикладные, – отметил докладчик. – Среди них такие важные направления, как разработка новых методов расчета дорожных конструкций, детальное изучение процессов разрушения, развитие численного моделирования дорожных конструкций».

СКН «ЦИКЛОС» имитирует однонаправленный трафик путем циклического перемещения четырех кареток оснащенных односкатным или двускатным колесом с регулируемой нагрузкой на ось. Симулятор воспроизводит до 60 тысяч приложений нагрузки в сутки с максимальным значением до 13 тонн на ось. Измерительная система включает в себя: системы измерений колейности, заданной нагрузки, а также систему фото-видеофиксации. Для управления СКН «ЦИКЛОС» были обучены 4 оператора, которые непосредственно контролируют работу симулятора.

В 2023 году по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ» для СКН «ЦИКЛОС» была разработана специальная система линейного перемещения. В методическом плане это приближение условий к реальным нагрузкам от движущихся транспортных средств.

«Дело в том, что конвейерная система с грузовыми колесами проходит по испытательному участку по одному следу, а данная система позволяет перемещать всю установку в поперечном направлении и создавать движение колеса по нормальному закону распределения. При этом создаются условия для образования колейности в полосе наката как на реальной дороге. Данная система уже опробована и успешно функционирует», – рассказал Сергей Мирончук.

С целью апробации методики были проведены тестовые испытания СКН «ЦИКЛОС» на экспериментальной площадке, расположенной вблизи скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток». На ПК 2620 была организована производственная площадка и минимальная для испытаний инфраструктура с обеспечением заездов, размещения операторской и т.д.

Кроме того, ФАУ «РОСДОРНИИ» выполнены многоэтапные работы по строительству специальной инфраструктуры на дорожно-испытательном комплексе – полигоне «ЦИКЛОС» в Голицыно. Полигон разработан для единого методологического обеспечения проводимых испытаний и исследований, учитывающего комплексный подход для получения качественного результата.