Будущее «умных» дорог и передовые технологии в области ИТС обсудили на форуме «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта» в Москве

25.09.2025 Просмотров: 387

Международный форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта» прошел в Москве 23-24 сентября. Главными темами мероприятия стали: ИТС в субъектах Российской Федерации, развитие цифровых технологий в дорожном хозяйстве, нормативно-правовое регулирование сферы ИТС, информационная безопасность, технологии будущего и инфраструктура для ВАТС, реализация национального проекта и проектов в области ИТС и другие.

Первый день работы форума открылся стратегической сессией «Интеллектуальные транспортные системы в Российской Федерации – эффективный элемент экосистемы дорожной отрасли». Участники обсудили вопросы развития ИТС в субъектах Российской Федерации, эффективности ИТС, актуализации и корректировки нормативно-технической документации, методических рекомендаций по внедрению ИТС.

Участие в сессии принял заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов. Он напомнил, что процесс внедрения ИТС приобрел наиболее массовый характер в ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Причем в этот период был выбран путь создания экспертного сообщества, связанного с ИТС.

«Были определены сначала общие требования, потом их структурировали. Добавили также сведения, связанные с уровнями зрелости и набором тех или иных подсистем, которые будут относиться к определенному уровню зрелости. Все для того, чтобы, в принципе, установить какие-то правила игры, и рынок интеллектуальных транспортных систем, и экспертное сообщество сложились», — прокомментировал спикер.

Антон Козлов также добавил, что в настоящий момент ведется межведомственная работа, направленная на то, чтобы обновленные требования стали более дифференцированными, исходя из региональных особенностей транспортных систем. Для это Минтранс России в том числе совместно с Федеральным дорожным агентством проводит глубокий анализ практики внедрения ИТС. Завершить соответствующую научно-исследовательскую работу планируется в течение 2025-2026 годов.

В свою очередь заместитель генерального директора РОСДОРНИИ Антон Журавлев в своем выступлении обозначил ключевые проблемы внедрения ИТС в регионах, главной из которых является разрыв между техническими возможностями систем и реальными эффектами от их использования, в том числе для граждан.

«На данный момент необходимо активнее развивать ИТС за счет региональных дорожных фондов. Для руководителя субъекта внедрение интеллектуальных систем — это в первую очередь социально-политический проект. Когда житель, попав в аварию, знает, что его уже видят и помощь уже в пути, а он может безопасно отъехать к краю проезжей части, не создавая затор — это осязаемая польза, которую люди ценят. Такой понятный эффект становится лучшим аргументом для увеличения финансирования. Условные 1-2% от дорожного фонда — это не столь значительная сумма, но она способна кардинально повысить качество транспортной услуги для населения и отобразить пользу от внедрения ИТС как более осязаемою и очевидную», – уточнил Антон Журавлев.

Докладчик также отметил, что эффективность ИТС требует пересмотра, поскольку на сегодняшний день отсутствуют единые подходы к оценке соответствия построения ИТС. Многие проекты реализованы формально: данные не используются, связь с другими службами отсутствует. Требуется унификация и правовое закрепление. Нужны типовые решения для объектов ИТС, особенно по информационной безопасности, и присвоение статуса «региональной информационной системы» платформам для упрощения их содержания и развития.

В завершение выступления Антон Журавлев поблагодарил субъекты за проделанную работу, в части направления в адрес РОСДОРНИИ информации для составления Сводного перечня оборудования ИТС, а также призвал представителей бизнес сообщества принять участие в создании на основе их реальных проектов методических учебных пособий для обучения нового поколения специалистов.

В рамках форума прошел ряд тематических сессий, посвященных, в частности, вопросам импортозамещения, развития цифровых технологий и концепции «умных» дорог и транспорта.

На сессии «Импортозамещение. Будущее «умных» дорог и транспорта – передовые технологии и решения в области ИТС» от РОСДОРНИИ выступил заместитель начальника отдела технологического развития ИТС Гилани Ахмадов. Он рассказал о сборе информации о функционирующем оборудовании и программном обеспечении (ПО) на дорогах общего пользования путем анкетирования владельцев ИТС и представил результаты анализа полученных данных за 2024 и 2025 годы, а также рассказал о тенденциях в импортозамещении.

Сравнение данных по оборудованию за 2024 и 2025 годы показало, что доля камер видеонаблюдения выросла до 19,95% от общего количества; доля систем ФВФ снизилась до 17,75% и ЗПИ – до 7,78%; доля дорожных контроллеров выросла до 13,32% и АСУНО – до 9,71%. Общее количество оборудования к концу сентября 2025 года достигает почти 120 тыс. единиц. Результаты анализа демонстрируют ежегодный прирост количества эксплуатируемого на дорогах оборудования и ПО ИТС.

Что касается тенденций в импортозамещении оборудования и ПО ИТС – при проведении конкурсных процедур законодательно закреплена приоритетность приобретения радиоэлектронного оборудования российского производства и производящегося в государствах–членах Евразийского экономического союза.

Анализ собранных данных по вопросу стран производства периферийного оборудования показал значительное увеличение доли отечественного оборудования – с 67% в 2024 году до 77% в 2025, а в части ПО – до 91%.

«Мы сформировали Сводный перечень технологий, периферийного оборудования и программного обеспечения отечественного производства, находящихся в эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования. Помимо основных характеристик, в него включена техническая документация к каждому наименованию. Сводный перечень размещен на нашем интернет-ресурсе, с ним может ознакомиться любой желающий», – рассказал о проведенной Институтом работе эксперт.


Подводя итоги, Гилани Ахмадов отметил, что ИТС в России продолжает внедряться и развиваться. Подтверждение этому – стабильное увеличение количества оборудования и ПО на дорогах, модернизация и замена зарубежных периферийных устройств и ПО на отечественные конкурентоспособные аналоги, а также пролонгация политики государственной поддержки с целью создания национальной сети ИТС и развития нормативно-правовой и нормативно-технической базы.

В сессии «Технологии. Искусственный интеллект в дорожной деятельности и на транспорте» принял участие заместитель начальника Управления научно-технических исследований и информационных технологий Росавтодора Виктор Перегудов. Модератором выступил директор департамента цифровой трансформации РОСДОРНИИ Иван Жевжиков.

Спикер отдельно остановился на практике применения технологий ИИ в деятельности ведомства. Так, в числе важных проектов, которые включены в ведомственную программу цифровой трансформации Росавтодора, были упомянуты информационная система мониторинга транспортных потоков, СКДФ, а также модуль «Ремонт и содержание автодорог» в составе прикладной системы «Управление и контроль выполнения дорожных работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них».

Как отметил Виктор Перегудов, ИИ в настоящий момент выступает активным помощником в принятии решений о необходимости проведения дорожных работ на том или ином участке. Серьезные перспективы также связаны с использованием нейросетей для оценки уровня БДД на отдельных участках автомобильных дорог.

От РОСДОРНИИ в сессии выступил начальник отдела разработки документов по стандартизации Никита Павлов. Он представил доклад на тему «Стандартизация технологий искусственного интеллекта как существенный фактор развития дорожно-транспортного комплекса».


Стандартизация является стратегической основой для внедрения систем искусственного интеллекта, для повышения безопасности и эффективности процессов дорожно-транспортного комплекса, в том числе использования высокоавтоматизированных транспортных средств.

«Массовому внедрению систем искусственного интеллекта в дорожно-транспортном комплексе сегодня препятствует отсутствие утвержденных требований. Стандартизация в этой сфере — это не бюрократия, а основной инструмент, который позволит технологиям выйти из стадии экспериментов в реальное применение. Важно, что транспортная отрасль уже является лидером по количеству разрабатываемых национальных стандартов в сфере ИИ. Однако наш мониторинг показывает разрыв между активным обсуждением стандартов в экспертном сообществе и их практическим использованием в реальных проектах. Наша задача — сократить этот разрыв», – отметил докладчик.

Разработка стандартов является необходимым условием для безопасного и широкого применения ИИ, прямо предусмотренным государственной политикой*.

Говоря о роли РОСДОРНИИ, Никита Павлов подробно остановился на задачах функционирующего на базе Института Подкомитета ПК 03 «Искусственный интеллект в дорожно-транспортном комплексе». Он объединяет ведущих отраслевых экспертов, производителей технологий и представителей регуляторов для выработки консолидированных решений.

Подкомитет ПК 03 совместно с Техническим комитетом 164 занимается всем функционалом, который касается стандартизации ИИ в дорожно-транспортном комплексе. Эксперт отметил, что на данный момент активно внедряются стандарты с наборами данных, в том числе в области транспорта, что является положительным трендом, поскольку качественные наборы данных — это залог безопасных и надежных систем ИИ.

Никита Павлов также напомнил, что на базе Института функционирует пилотная зона ИТС в Республике Татарстан, которая используется для методического и научного обоснования положений в рамках стандартов, для унификации этих требований, а также для разработки методик испытаний и поиска оптимальных подходов к применению технологий, которые необходимо стандартизировать. В перспективе на базе РОСДОРНИИ планируется создание лабораторий по оценке соответствия технологий ИИ. Важно отметить, что объектами оценки являются продукты или алгоритмы, в которых применяются данные технологии в дорожно-транспортном комплексе. Помимо лаборатории планируется продолжение работ по разработке и экспертизе стандартов и участию в их обсуждении с Техническими комитетами и внутри Подкомитета, а также иными заинтересованными сторонами.

Во второй день работы форума состоялось пленарное заседание, посвященное эффективности ИТС. Участие в нем принял заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников.

В своем приветственном слове он поблагодарил экспертов за активную вовлеченность в вопросы развития ИТС.

«Инфраструктура ИТС интегрируется в автомобильные дороги как их полноценный элемент. Активное развитие ИТС стало возможным благодаря национальному проекту "Безопасные качественные дороги", эта работа продолжается и сейчас в рамках реализации нацпроекта "Инфраструктура для жизни". Так, в 2025 году мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем проводятся в 65 городах 57 субъектов страны. Тысячи датчиков и детекторов установлены на дорогах, активно внедряются технологии искусственного интеллекта», — подчеркнул Олег Ступников.

Заместитель руководителя Росавтодора отметил, что по оценкам специалистов, активная фаза построения ИТС уже пройдена, и теперь ключевой задачей становится развитие и повышение эффективности функционирования созданных систем. Поэтому в Концепции научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации на период до 2035 года, разработанной Минтрансом России совместно с отраслевым сообществом, большое внимание уделено развитию технологий для умных дорог, созданию интеллектуальной системы управления, роботизации и автоматизации дорожных работ.

Кроме того, на площадке мероприятия традиционно состоялась выставка передовых разработок и отечественного оборудования, прошла церемония награждения лауреатов премии журнала «Интеллектуальные транспортные системы России» за достижения в области цифровой трансформации транспорта и развития ИТС, а также состоялся финал IT-чемпионата среди студентов и школьников.

Справочно

Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»