Строительство дорог – в приоритете

05.05.2022 Просмотров: 169

Ассоциация «РАДОР» провела в Челябинске 18–ю ежегодную конференцию «Новые прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог»

Конференция прошла при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, правительства Челябинской области, министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

В мероприятии приняли участие представители территориальных органов управления автомобильными дорогами, подрядных, проектных, научных и образовательных организаций в области дорожного хозяйства, производителей техники, оборудования и материалов для дорожной отрасли.

Вел конференцию генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. Он выступил с докладом об основных итогах развития дорожного хозяйства в субъектах РФ в 2021 году и задачах на 2022–2030 годы. Игорь Старыгин напомнил об изменениях, которые были внесены в национальный проект «Безопасные качественные дороги» в прошлом году, а также рассказал о тех, которые планируются к принятию на правительственном уровне в 2022 году.

Глава ассоциации сообщил, что с начала реализации нацпроекта «БКД» ежегодно ремонтируется порядка 17 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. В прошлом году по сравнению с 2020–м протяженность отремонтированных дорог увеличилась еще на 1,2% и составила 17,9 тыс. км, а прирост доли автодорог в нормативе составил 2,4%. Однако при этом, отметил он, расчетный межремонтный срок составляет 28 лет.

Значительный объем работ выполнен в 2021 году и на искусственных сооружениях: на региональной дорожной сети введено в эксплуатацию более 28,5 тыс. пог. м. Между тем общая ситуация с мостами в субъектах остается довольно тяжелой: из 35 149 сооружений 1265 (4%) находятся в аварийном состоянии и 2903 (9,2%) – в предаварийном. В Уральском федеральном округе показатели лучше, чем в других округах: только 10 мостов в аварийном и 35 в предаварийном состоянии.

«Объемы выполняемых работ напрямую связаны с объемами финансирования, – сказал Игорь Старыгин. – Суммы выделяются очень серьезные: в прошлом году в отрасль было направлено более 1,4 трлн руб., в том числе 306 млрд руб. составила федеральная поддержка. Максимума за все предыдущие годы достиг и показатель доли дорожных фондов в общем объеме бюджетов субъектов РФ – 10,1%. Объем помощи муниципальным образованиям составил 26% от объема региональных дорожных фондов, что превышает 290 млрд руб.». При этом расчетная обеспеченность финансовыми ресурсами по содержанию автодорог регионального и межмуниципального значения составила 44%, по ремонту – 59%, по капитальному ремонту – 6%, а в целом по трем направлениям – лишь 27%.

Игорь Старыгин также сообщил, что по результатам прошлого года были выполнены и даже перевыполнены показатели сбора основных источников формирования дорожных фондов: акцизов на горюче–смазочные материалы и транспортного налога – объем поступлений составил 586,6 млрд руб. (101,9% от плана) и 195,9 млрд руб. (100%) соответственно. «В то же время сегодня существует риск отмены транспортного налога, – отметил докладчик. – Многие пользователи автодорог и некоторые политические деятели в очередной раз выступили с таким предложением и внесли законопроект на рассмотрение в Госдуму РФ. Наша задача – отстоять интересы дорожной отрасли и тщательно проработать данный вопрос с законодательными и исполнительными органами власти субъектов, представить свои обоснованные отзывы в Госдуму».

Среди рисков, препятствующих достижению установленных нацпроектом показателей, Игорь Старыгин назвал также сохраняющуюся во многих регионах практику уплаты налога на имущество в части автодорог общего пользования регионального значения из средств региональных дорожных фондов. «С 2019 года ситуация несколько стабилизировалась: 24 субъектами предоставлено освобождение от уплаты налога, – сообщил он, – однако многие субъекты продолжают платить, в том числе из средств дорожных фондов. В результате почти 14 млрд руб. уходит из отрасли. Считаю целесообразным продолжить работу по недопущению направления средств дорожных фондов на эти цели».

Игорь Старыгин коснулся также вопроса строительства автомобильных дорог в сельской местности, которое в настоящее время регулируется Минсельхозом России в рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».

«5 апреля Президент России Владимир Путин в ходе совещания по развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и смежных отраслей промышленности отметил, что безусловным приоритетом остается комплексное развитие сельских территорий, строительство автодорог и другой инфраструктуры, – сказал докладчик. – С федерального уровня осуществляется поддержка этого направления, однако уже который год мы фиксируем, что выделяемые средства осваиваются не в полном объеме, причем в прошлом году ситуация усугубилась. Проблемы известны и понятны: трудности при прохождении процедур межведомственного согласования, приоритетное включение в программы работ объектов АПК по отношению к объектам социального значения, невозможность использования средств экономии при проведении госзакупок на строительство дорог, ранжирование объектов и оценка эффективности направлена на объекты одного года».

Ассоциация «РАДОР» совместно с Минтрансом России и Росавтодором предлагает оставить вопросы развития сельских территорий в части развития АПК за Минсельхозом России, а строительство дорог к социально значимым объектам и населенным пунктам проводить в рамках нацпроекта «БКД», возможно, с выделением отдельного целевого показателя по этому направлению.

Игорь Старыгин напомнил, что 30 мая 2017 года постановлением Правительства РФ № 658 были утверждены новые нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог федерального значения и установлены новые межремонтные сроки. Аналогичные нормативы необходимо принять и на региональном уровне, однако за 5 лет это сделали только 32 субъекта. «Провести эту работу важно во всех регионах, – подчеркнул докладчик, – чтобы, с одной стороны, знать потребности в финансировании, и с другой – оценить возможности бюджетов и определиться с переходным периодом к нормативному финансированию».

Докладчик сообщил о новых решениях в отношении проезда по автодорогам общего пользования крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств. В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова от 5 марта в целях устойчивого развития экономики в условиях санкционных ограничений транспортным средствам, перевозящим продукты питания и предметы первой необходимости, разрешен проезд без спецпропусков. В связи с тем, что автоматические пункты весогабаритного контроля не имеют возможности идентифицировать перевозимые грузы, на этот период они переводятся в режим мониторинга. «Не стоит воспринимать это как остановку работы, – отметил Игорь Старыгин. – Мы должны проводить оценку соблюдения перевозчиками правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, выявлять в составе транспортного потока большегрузы, движущиеся с критическими параметрами, и оценивать наносимый ими ущерб, а также продолжать информировать общественность о деятельности в части обеспечения сохранности дорожной сети. Планируется ежемесячно представлять результаты мониторинга в Минтранс России и Правительство РФ».

Игорь Старыгин также обратил внимание на законопроекты о наделении ФАУ «РОСДОРНИИ» полномочиями единственного поставщика в части выполнения работ по оценке технического состояния автодорог, деятельность на которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета; о наделении Ространснадзора полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере весогабаритного контроля.

Вопросы реализации федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» осветил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко. Он сообщил, что в 2022 году в рамках проекта планируется привести в нормативное состояние порядка 4,7 тыс. объектов общей протяженностью более 15 тыс. км в 84 субъектах РФ. Консолидированный бюджет на эти цели составит свыше 340 млрд руб.

Среди конкретных целей и задач Игорь Костюченко выделил контрактацию объектов текущего года: «На сегодняшний день уровень контрактации составляет 87,2%, – сообщил он. – Это неплохой показатель. Челябинская область – один из 27 субъектов, которые уже имеют контракты на все объекты этого года. Тем не менее 700 региональных объектов до сих пор не законтрактованы». Выступавший напомнил, что до 1 декабря кассовое исполнение по объему средств федеральной поддержки должно составить 100%.

«Во главе угла стоит повышение качества жизни населения, – подчеркнул Игорь Костюченко. – За три года реализации нацпроекта «БКД» построено более 2 тыс. участков дорог к школам и детским садам, более 1,2 тыс. – к медицинским учреждениям, не остались без внимания и туристические маршруты. Оценка нашей работы – мнение жителей. По результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в декабре прошлого года, улучшение транспортной инфраструктуры отмечают 49% населения».

Игорь Костюченко призвал территориальные органы управления автодорогами заблаговременно готовить и детализировать все необходимые программы работ на текущий финансовый период и на перспективу и быть готовыми «к сдвижке влево» в целях опережающего развития дорожного хозяйства.

Заместитель директора ФГБУ «Росдортехнология» Юрий Борисов доложил о результатах мониторинга дорожной деятельности на региональной сети автомобильных дорог в 2021 году. Он сообщил, что в течение прошлого года в ходе выездных проверок целевого использования средств и достижения заданных результатов по соглашениям между Росавтодором и субъектами РФ специалистами учреждения проверено 160 объектов ремонта в регионах и сделано по ним свыше 1200 замечаний. Основные замечания касаются нарушений в контрактах, организации контроля заказчика, качества исполнительной документации, соблюдения нормативных требований и технологии производства работ, ограждения мест работ и организации движения, дефектов выполненных строительно–монтажных работ, нарушения требований приемки.

Главный советник генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон рассказал о комплексном подходе при планировании и реализации объектов в рамках национального проекта «БКД». Он назвал следующие основные цели реализации нацпроекта в разрезе вопросов качества: качественное и своевременное формирование программ дорожных работ, повышение качества планирования и обеспечение своевременного заключения госконтрактов, повышение качества выполняемых работ и уровня безопасности дорожного движения на участках их производства, а также обеспечение необходимого уровня дальнейшей эксплуатации объектов с целью сохранения достигнутого нормативного состояния.

С информацией о способах повышения сроков службы дорожных одежд выступил заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков. Он отметил, что в настоящее время в дорожной отрасли сохраняется ряд проблем: это, в частности, отсутствие во многих регионах качественных природных материалов, высокая стоимость дорожно–строительных материалов и их доставки, существенный рост цен, длительный недоремонт многих участков дорог, их низкая несущая способность и фактические сроки службы.

В рамках конференции состоялся «круглый стол» «Содержание автомобильных дорог: новым задачам – новые подходы».