РОСДОРНИИ: Георадиолокационные методы при мониторинге проблемных участков автодорог на многолетнемерзлых грунтах доказывают свою эффективность

15.11.2024 Просмотров: 330

С 13 по 15 ноября 2024 года в Москве состоялся III Международный строительный форум «Арктика». С докладом на тему «Опыт выполнения георадиолокационных работ на дорожных объектах в Арктической зоне» выступил д.т.н., профессор, начальник управления методов проектирования автомобильных дорог ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Кулижников.

«Институт с конца XX века успешно применяет инновационные неразрушающие георадарные технологии в дорожной отрасли, которые показали свою эффективность на дорожных объектах Арктического региона в Мурманской, Архангельской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком округе, Республиках Коми и Саха», – отметил спикер.

На четырех участках автомобильной дороги «Колыма» (дорожно-климатические зоны I-2 и I-3) общей протяженностью 18 км определялись причины деформаций дорожных конструкций в осенне-зимний период. При обследовании использовался георадар «ОКО-2М» с контактными антенными блоками с частотой 150, 250, 400 и 1700 МГц. Был определен тип грунта земляного полотна с оценкой дренирующих свойств, выявлено положение границы вечномерзлого грунта, а также установлены разуплотненные и переувлажненные зоны в рабочем слое земляного полотна и подстилающем основании. После проведения георадарных работ специалисты РОСДОРНИИ заключили, что просадки грунтов земляного полотна вызваны потерей несущей способности грунтового основания из-за размораживания мерзлых грунтов.

В Мурманской области и в Ямало-Ненецком округе с помощью георадара проводилась оценка запасов дорожно-строительных материалов в притрассовых карьерах. Была разработана методика, которае позволила ускорить разведку карьеров, уменьшить количество буровых скважин и повысить точность определения запасов полезной толщи.

Кроме того, ФАУ «РОСДОРНИИ» по заказу Федерального дорожного агентства выполнял обследование семи ледовых переправ на территории Архангельской области в Приморском, Холмогорском и Виноградовском районах. С помощью радара определялась толщина и структура льда, а также исследовалась зависимость диэлектрической проницаемости от температуры льда.

Была представлена методика создания пространственной модели рельефа, геологии и гидрогеологии, а также приведены результаты работ по выполнению инженерно-геологических изысканий с использованием георадаров при проложении трассы по новому направлению в Мурманской области.

«По результатам исследований был разработан комплект нормативно-технической документации по применению метода георадиолокации, межгосударственных и национальных стандартов, отраслевых дорожных методик», – сказал в заключение выступления Александр Кулижников. 

Эксперт сделал вывод об эффективности использования георадиолокационных методов при мониторинге проблемных участков автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах, так как с их помощью могут быть созданы пространственные модели геологического строения и положения подземных вод по всей ширине полосы отвода, что позволяет проследить процесс промерзания и оттаивания с оценкой динамики движения грунтовых вод.