В Благовещенске состоялся Совет главных инженеров органов управления дорожного хозяйства, организованный Федеральным дорожным агенством. В мероприятии приняли участие представители Росавтодора и органов местного управления дорожного хозяйства, Минстроя России, ФАУ «РОСДОРНИИ», ФАУ «Главгосэкспертиза России», руководители организаций дорожной отрасли.
Участники обменялись опытом проектирования и строительства автомобильных дорог и искусственных сооружений, внедрения новых технологий и материалов, обсудили оптимизацию затрат на проектирование и эксплуатацию дорог, ценообразование и технологии информационного моделирования.
Начальник управления методов проектирования автомобильных дорог Александр Кулижников рассказал про особенности проектирования и строительства дорог с низкой интенсивностью движения (НИД) с учетом климатических условий Дальневосточного федерального округа на примере Амурской области.
Эксперт отметил, что в данном регионе протяженность региональных и межмуниципальных автомобильных дорог составляет 5 754,24 км, из них 70,3% – с переходным типом покрытия (гравийным). Сложность строительства дорог обуславливается тяжелым климатом и местоположением региона: земляное полотно находится в нулевых отметках и в период распутиц теряет несущую способность, ограничено количество карьеров дорожно-строительных материалов, покрытия дорожных одежд выполняются из природной песчано-гравийной смеси.
«Использование нормативов для дорог с НИД в Амурской области позволит оптимизировать строительные и эксплуатационные затраты, уменьшить стоимость занимаемых земель, получить значительный экономический эффект», – рассказал Александр Кулижников.
Таким образом, среди основных решений проблем при строительстве автомобильных дорог в Амурской области стали: увеличение высоты насыпи, учет островного залегания многолетнемерзлых грунтов при проектировании земляного полотна, повышение несущей способности грунтов и прочности дорожной одежды, применение природных материалов с учетом их обогащения и укрепления, применение смесей щебеночно-гравийно-песчаных в покрытиях, обеспечение поверхностного водоотвода на участках сезонного промерзания грунтов.
Александр Кулижников отметил, что в целях повышения качества разработки проектной документации и производства дорожно-строительных работ на автомобильных дорогах общего пользования в условиях Дальневосточного Федерального округа следует соблюдать требования ТР ТС 014/2011, в том числе при проектировании земляного полотна и дорожных одежд руководствоваться требованиями ГОСТ 33149-2014 и СП 313.1325800.2017, проектирование и расчет дорожной одежды переходного типа на дорогах с НИД осуществлять по ГОСТ Р 71244 2024 и ГОСТ Р 59120 2021. Должен быть применен дифференцированный подход при проектировании дорог с НИД, исходя из местных условий, учета эксплуатационной надежности и задач развития дорожной сети.
С докладом на тему «Актуальные вопросы ценообразования в дорожном строительстве» выступила директор департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» Анна Платунова.
«Одним из важных направлений в деятельности РОСДОРНИИ является работа по актуализации отраслевой сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, – рассказала эксперт, – В 2024 году на основании предложений ФКУ разрабатывается 45 отраслевых сметных норм по ремонту и содержанию и 42 – по диагностике».
В настоящее время разработаны и находятся на стадии согласования и утверждения Методика определения сметной стоимости работ по ремонту и Методика определения сметной стоимости работ по содержанию. Кроме того, прорабатываются разделы методики по определению сметной стоимости работ по ремонту в части нормативов лимитированных затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам: нормативов на строительный контроль, авторский надзор, затрат на ВЗиС и зимнее удорожание, и прочих, относящихся к условиям эксплуатации.
Начальник отдела обоснования финансовых затрат Ирина Ковтун продолжила тему ценообразования в дорожном строительстве и представила доклад «Переход дорожной отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства».
Эксперт рассказала, что ФАУ «РОСДОРНИИ» была проведена работа по анализу объектов капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, сметная стоимость которых была определена базисно-индексным методом (БИМ) и ресурсно-индексным методом (РИМ) определения сметной стоимости объектов дорожного хозяйства. Всего было рассмотрено 16 объектов, 15 из которых по капитальному ремонту. Кроме того, ФАУ «РОСДОРНИИ» был проведен выборочный анализ стоимости строительных ресурсов по пяти субъектам из ФССЦ и ФСБЦ (ФГИС ЦС).
«Ресурсно-индексный метод может быть действенным инструментом повышения точности определения сметной стоимости объектов дорожного хозяйства. Вместе с тем имеющиеся по состоянию на сегодняшний день сложности требуют от участников дорожно-строительных процессов и органов исполнительной власти субъектов внимательного консолидированного подхода к факторам, создающим предпосылки для искажения реальных стоимостных показателей», – отметила Ирина Ковтун.
В рамках повышения достоверности ценообразования дорожного хозяйства на сайте ФАУ «РОСДОРНИИ» создан и размещен Реестр предложений разработки сметных нормативов для общественного обсуждения.
РОСДОРНИИ продолжает голосование на предмет выявления целесообразности и приоритетности разработки (актуализации) СН и предложений о внесении изменений в ФССЦ.