Делегация РОСДОРНИИ приняла участие в работе Международного форума и выставки «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество»

18.05.2023 Просмотров: 917

16 и 17 мая в Москве прошел ежегодный международный форум и выставка «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество». Мероприятие организовано Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» при поддержке и участии Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы РФ, ФАУ «РОСДОРНИИ», ТК-418 «Дорожное хозяйство» и РУТ (МИИТ).

Центральным мероприятием первого дня форума стало пленарное заседание «Повышение долговечности автомобильных дорог и кадровое обеспечение дорожного хозяйства». В своём приветственном слове помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил серьезный технологический прорыв, который сделало дорожное хозяйство: «На сегодняшний день дорожная отрасль без преувеличения является самой передовой с технологической стороны. Наша страна оказалась в сложной ситуации с точки зрения импортозамещения и логистики, однако это стало стимулом для всех нас, чтобы начать создавать свой оригинальный продукт, и у нас это получается».

Эксперты РОСДОРНИИ Владимир Мартинсон и Алексей Торощин выступили модераторами сессии «Организация мониторинга качества дорожных работ».

Ключевыми темами для обсуждения стали вопросы обеспечения качества дорожно-строительных работ, функционирования и развития системы контроля, проблемы в части организации и проведения строительного контроля. Особое внимание было уделено технологиям информационного моделирования дорожных работ.

Начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов отметил, что сегодня в отрасли ведется большая работа, направленная на повышение качества дорожных работ: обсуждаются вопросы, связанные со своевременной контрактацией объектов, контролем строительно-монтажных работ и качества материалов, проводится мониторинг содержания автомобильных дорог. Всё это благодаря усилиям Федерального дорожного агентства, ФАУ «РОСДОРНИИ», ФГБУ «Росдортехнология», Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ». Собранные данные были сведены в методологические рекомендации, которыми могут воспользоваться все субъекты РФ, чтобы в ручном режиме отслеживать ситуацию с дорожными работами на подведомственных территориях.


О контроле стадии инженерных изысканий рассказал генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константин Могильный: «Системный подход, заложенный в основу последних достижений науки и техники в области дорожного строительства, позволяет нам гарантировать объективность проведенных исследований. При строительстве трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани впервые в стране в таком масштабе была реализована стадия инженерных изысканий и её контроль. Было исследовано 266 000 погонных метров, сделано 27 160 скважин. Контрольные работы, в том числе выездного характера, проводились почти 160 работниками. Они подготовили достаточно много замечаний, которые были устранены до прохождения экспертизы». Спикер рассказал, что на стройке использовался аэровидеомониторинг, был создан уникальный парк летательных аппаратов, которые помогали контролировать выполнение работ.


В свою очередь, начальник Управления контроля качества и внедрения инноваций СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Андрей Демин отметил, что проблемы обеспечения качества выполняемых работ должно базироваться на комплексной системе. Так, отдельные «прорывные» решения, позволяющие улучшить по одному из параметров качества дорожной сети, несомненно, важны, однако важнее решения, которые касаются сразу ряда характеристик. Он добавил, что накопленная информация по выявленным дефектам позволяет уже на стадии проектирования исключать материалы и технологии, не соответствующие эксплуатационным требованиям, и использовать новые инновационные технологии. Это помогает подрядным организациям в будущем качественнее выполнять гарантийные обязательства в период эксплуатации дорог.

Также на этой сессии обсудили вопросы развития национальной системы стандартизации, применения технологий информационного моделирования на объектах строительства и создания единого цифрового пространства при контроле качества проводимых работ. Выступили эксперты из Росстандарта, ФГБУ «Росдортехнология», ООО «УралНИИстром» и другие.

Во второй день на форуме рассказали про перспективы применения вторичных ресурсов в дорожном строительстве. В дискуссии приняли участие представители Федерального дорожного агентства, ППК «Российской экологический оператор», ООО «Сибирская Генерирующая Компания», Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья АРВИС, ООО Газпромнефть-Дорожное строительство, ООО «Новые технологии строительства», ООО «ГрунтЭко», НПФ «Дорожный элемент», ФГБОУ ВО «СибАДИ». Модераторами стали Николай Быстров – Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ». Владимир Марьев – ФАУ «РОСДОРНИИ».


Заместитель начальника управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Георгий Гончаров в своём выступлении рассказал о реализации Плана мероприятий по увеличению использования золошлаковых материалов в дорожном строительстве, который был утверждён Росавтодором 23 января 2023 года. В разработке документа принимали участие все заинтересованные исполнители, включая отраслевые министерства и ведомства, генерирующие компании, научно-исследовательские институты. В будущем планируют подготовить похожие документы на другие виды вторичных ресурсов.


Спикер отметил, что применение вторичных ресурсов в дорожном строительстве не должно негативно отражаться на эксплуатационных свойствах дорог, приводить к удорожанию работ и уменьшению межремонтных сроков.

Директор по реализации золошлаковых материалов ОАО «Сибирская Генерирующая Компания» Петр Саньков акцентировал внимание на том, что необходимо гарантировать востребованность вторичных продуктов в течении нескольких лет для того, чтобы генерирующие компании могли обеспечить окупаемость инвестиций в производство материалов на основе золошлаков. «Совместно с Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» мы делаем классификацию золошлаков для их применения в дорожном строительстве, к разработке нормативной документации привлечены ведущие вузы страны», – добавил Петр Саньков.


«В дорожном строительстве сейчас используется небольшое количество вторичных ресурсов.

«Согласно форме статистической отчетности 2-ТП направлено на рециклинг отправлено чуть более 13% отходов от объема образования строительного щебня, бетонных и железобетонных изделий, отходов покрышек, золошлаковых и песчано-гравийных смесей, отходов грунта, лома асфальтобетона направлено на рециклинг. Хотя потенциал применения этих вторичных ресурсов значительно выше», – заявила руководитель Департамента Экономики замкнутого цикла ППК «Российский экологический оператор» Екатерина Демичева.

Она рассказала, что ППК РЭО совместно с Федеральным дорожным агентством в рамках реализации Отраслевых программ применения вторичных ресурсов и вторичного сырья в отраслях экономики ведет работу по сбору информации о применении вторичных ресурсов в дорожном строительстве. В пример были приведены модификаторы на основе резиновой крошки, которые использовались на 141 объекте дорожного хозяйства за десять лет, а переработанный асфальтобетон применялся на 454 участках автодорог.

«Это очень приблизительные данные, потому что детальной статистики по этому направлению не ведётся. Но совместно с Росавтодором ППК РЭО такую работу осуществляет, в том числе, в целях выполнения задач Отраслевых программ Правительства Российской Федерации. Для того, чтобы использование вторичных ресурсов в дорожной отрасли ежегодно увеличивалось, необходимо вести активную работу по устранению существующих барьеров – вводить меры стимулирования для предприятий, осуществляющих применение вторичных ресурсов и продукции, тиражировать наилучшие практики для реализации «пилотных проектов» по вовлечению отходов в хозяйственный оборот. Важнейшие задачи, предусмотренные в том числе Отраслевой программой применения вторичных ресурсов и вторичного сырья в строительстве, - включение вторичных ресурсов в классификатор строительных ресурсов и формирование на них сметных расценок. Такие меры позволят увеличить объемы использования вторичных ресурсов при строительстве дорог в рамках государственных и муниципальных контрактов», - добавила Екатерина Демичева.

Заместитель генерального директора ООО «Новые технологии строительства» Олег Потапов продолжил тему применения модификатора на основе резиновой крошки в дорожном строительстве. Он отметил, что многолетний опыт применения модификатора в различных климатических условиях показывает, что такой материал улучшает эксплуатационные свойства асфальтобетона. Для применения резиновой крошки в дорожном строительстве её следует подвергнуть процессам активации, так как применение неподготовленного материала может привести к негативным результатам и, как итог, к разрушениям дорожного покрытия. Модификаторы позволяют этого избежать и способствуют продлению срока эксплуатации дорожного полотна. Как и другие спикеры, Олег Потапов подчеркнул, что отсутствие единой системы внедрения инновационных материалов мешает развитию использования вторсырья, заказчики хотят работать «по старинке».

Также участникам были представлены доклады о перспективах и особенностях использования в дорожном строительстве продуктов сжигания угля и питательных грунтов на основе компоста. При этом в докладе заместителя генерального директора ООО «ГрунтЭко» Игоря Торопова было отмечено, что применение почвогрунтов на основе чистого компоста решает сразу и экономическую, и экологическую задачи, так как при проведении работ по озеленению дорожных откосов дорожники часто используют плодородную почву, которую недобросовестные поставщики снимают с сельхозземель, что ведёт к деградации угодий.

По окончании сессии заместитель директора департамента научно-технического развития и стандартизации РОСДОРНИИ – Владимир Марьев отметил, что тема вторичных ресурсов для Института крайне важна, поскольку его деятельность направлена на поиск лучших решений при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». «Дорожное строительство развивается, и поддержка со стороны научно-исследовательских учреждений, таких как ФАУ «РОСДОРНИИ», действительно значима, это касается и обоснования целесообразности применения вторичных ресурсов. Мы уверены, что наши возможности, компетенции играют свою положительную роль», – добавил он.