В РОСДОРНИИ подвели итоги 2023 года

29.12.2023 Просмотров: 1722

В РОСДОРНИИ подвели итоги работы за 2023 год, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (НП БКД).

В минувшем году Институт перешел в ведение Федерального дорожного агентства.

Институт провел масштабную работу в сфере цифровой трансформации транспортного комплекса, совершенствованию Системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов и Реестра новых и наилучших технологий, разработке и актуализации отраслевых нормативно-технических документов.

Продолжаются поисковые и прикладные научные исследования, ведутся работы по строительному контролю и диагностике, анализу существующей структуры рынка работ по осуществлению дорожной деятельности и отраслевых потребностей в дорожно-строительной технике и лабораторном оборудовании.

Подробнее о каждом из основных направлений работы – в материале. 

Результаты работы научного блока

Реестр новых и наилучших технологий

Наполнение и актуализация информации, содержащейся в Реестре новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения:

— рассмотрена 121 заявка на включение (актуализацию) сведений в Реестр;

— организовано проведение 45 заседаний рабочих групп Экспертного совета ОЦК по вопросам включения и актуализации сведений в Реестр;

— рассмотрено 107 нормативно-технических документов на технологии, материалы, конструкции для принятия решения о возможности включения сведений из них в Реестр;

— добавлены сведения о 91 документе по стандартизации, действующем в области дорожного хозяйства.

Одним из ключевых условий реализации НП БКД является включение новых и наилучших технологий в процесс дорожного строительства с целью экономии строительных ресурсов, повышения экологичности и долговечности, сокращения сроков строительства, повышения качества дорожных работ.

Для решения указанной задачи в паспорте ФП ОМРДХ предусмотрен показатель «Доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр». По поручению Росавтодора с 2019 года РОСДОРНИИ на постоянной основе осуществляет мониторинг и верификацию достижения субъектами Российской Федерации планового значения показателя РННТ, значение которого в 2023 году – 30%, в 2024 году – 40%.

По итогам 2023 года новые и наилучшие технологии, включенные в Реестр, применены на 2 396 объектах проведения дорожных работ из общего количества объектов (3 916 объектов), реализуемых в рамках исполнения ФП ОМРДХ. 76 из 84 субъектов Российской Федерации превысили плановое значение показателя и общее значение составило 61,18% (по итогам 2019 года – 44,43 %, 2020 года – 55,85%, 2021 года – 62,53%, 2022 года – 55,60%).




Оценка эффективности результатов применения новых технологий, материалов и технологических решений

В 2023 году специалистами РОСДОРНИИ выполнены работы по подтверждению эффективности применения новых технологий материалов и технологических решений:  

— актуализированы общие положения Методики оценки экономической эффективности от внедрения новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения;

— сформированы 4 локальные методики оценки экономической целесообразности применения инноваций;

— определен расчетный эффект от применения НиНТ по объектам реализации инновационных решений. Анализ результатов проводится по каждому объекту и технологии, с учетом объема применения.


Мониторинг применения НиНТ федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росавтодору

В 2023 году РОСДОРНИИ осуществляло сбор и анализ данных о фактическом применении в дорожном хозяйстве новых технологий и материалов, направленных на повышение долговечности и обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. По результатам анализа на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения наибольший объем применения (более 60%) отмечается в части использования асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов, соответствующих требованиям межгосударственных стандартов, обеспечивающих выполнение требований ТР ТС 014/2011. Также широко применяются технологии устройства слоев дорожной одежды из смесей холодных органоминеральных с использованием вторичного асфальтобетона методом холодной регенерации и изделия из композитных материалов на искусственных сооружениях и в отдельных элементах.


НИОКР

Научно-техническая и инновационная деятельность РОСДОРНИИ нацелена на приведение сети автомобильных дорог в нормативное техническое состояние, обеспечение качества и надежности дорожных конструкций, повышение безопасности дорожного движения, и в целом обеспечивает достижение показателей реализации государственной программы «Развитие транспортной системы» и национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Все тематики НИОКР соответствуют приоритетным направлениям проведения исследований Стратегии развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Росавтодора от 03.03.2021 № 771-р, и программе развития ФАУ «РОСДОРНИИ» на период до 2025 года.

По результатам проведения НИОКР в 2023 году Росстандартом утверждено 9 национальных стандартов и 4 предварительных национальных стандарта, разработанных РОСДОРНИИ, устанавливающих требования к безопасности движения пешеходов, информированию пользователей платных автомобильных дорог, лазерному сканированию, а также внедрению интеллектуальных транспортных систем.


Работы по стандартизации

В целях выработки единой научно-технической политики и повышения качества разработки нормативно-технических документов дорожного хозяйства РОСДОРНИИ уделяет особое внимание вопросам технического регулирования и стандартизации в области дорожного хозяйства.


В рамках подготовки разъяснений по запросам граждан, организаций, а также органов управления дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации по вопросам применения положений нормативно-технических документов в рамках реализации мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» и других аспектов дорожной деятельности РОСДОРНИИ в 2023 году было рассмотрено более 200 обращений и подготовлены ответы на них.

Для повышения информационного обеспечения заказчиков дорожных работ, а также повышения качества и производства дорожных работ с учетом требований ТР ТС 014/2011 РОСДОРНИИ актуализирован базовый перечень нормативно-технических документов в дорожном хозяйстве с учетом их классификации в зависимости от процессов, видов дорожных работ и материалов в соответствии с ОДМ 218.1.002-2020.

В целях информационного обеспечения субъектов Российской Федерации о введении в действие новых нормативно-технических документов, соответствующих требованиям ТР ТС 014/2011 РОСДОРНИИ подготовлен информационный сборник об изменениях в нормативно-технических документах в сфере дорожной деятельности, в том числе перечень введенных в действие новых нормативно-технических документов, который включает сведения о 26 документах (19 ГОСТ Р, 5 ПНСТ, 1 изменение к ГОСТ Р и 1 техническая спецификация). 

Кроме того, в 2023 году РОСДОРНИИ выпущены 2 номера Сборника научных трудов «Дороги и мосты», которые включают в себя результаты проведенных поисковых и прикладных исследований ведущих ученых дорожной отрасли. Информация по двум выпускам Сборника 2023 года размещена  в Научной электронной библиотеке (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Сборник зарегистрирован как средство массовой информации и включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.


Применение вторичных ресурсов в дорожном хозяйстве

Приоритетным направлением РОСДОРНИИ в 2023 году являлось экспертное сопровождение деятельности Федерального дорожного агентства в части реализации Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», предусматривающего увеличение объемов использования вторичных ресурсов в дорожном строительстве.


Объект опытного применения питательных грунтов на основе компоста методом гидропосева: «Строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово- Красноярск-Иркутск на участке км 1797-1842 (обход. г. Усолье-Сибирское), Иркутская область» 

Работа проводилась по следующим видам вторичных ресурсов:

— золошлаковые материалы;

— резиновая крошка;

— питательные грунты на основе компоста.

В рамках реализации отраслевой «дорожной карты» Федерального дорожного агентства:

— проведен анализ объемов накопленных золошлаковых материалов (ЗШМ), текущие объемы их использования, ценообразования на материалы и работ по их применению;

— осуществлен мониторинг работ по актуализации и разработке нормативно-технической документации на ЗШМ для дорожного строительства;

— проведена оценка логистических цепочек и подготовлены технико-экономические обоснования применения ЗШМ на примере пилотных проектов, реализующихся в Омской, Кемеровской, Новосибирской, Сахалинской, Томской областях, Республике Бурятия, Приморском и Красноярском краях;

— выполнено взаимодействие с властями регионов, в которых реализуются пилотные проекты, а также с генерирующими компаниями (СГК, АО «ТГК-11», ПАО «Юнипро»).


Работа в области безопасности дорожного движения

Одним из приоритетных направлений деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» является оказание методологической и консультативной помощи в области организации и безопасности дорожного движения.

В 2023 году Институт:

— проводил анализ сведений о ДТП на автомобильных дорогах федерального значения с оценкой тенденций изменения основных показателей аварийности и выявлением наиболее аварийных участков дорог, разработал соответствующий перечень первоочередных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;
— подготовил разъяснения на более чем 130 обращений, поступивших от дорожных организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащих проблемные вопросы, связанные с практикой применения документов стандартизации при планировании и реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
— проводил методическое и аналитическое сопровождение работ по реализации Плана мероприятий «дорожной карты» по оснащению четырехполосных автомобильных дорог системами разделения встречных направлений движения.



Совершенствование нормативно-технической базы в области организации и безопасности дорожного движения

В 2023 году ФАУ «РОСДОРНИИ» завершило работы по разработке нового национального стандарта ГОСТ Р 70716-2023 «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов». Стандарт утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 апреля 2023 г. № 213-ст.



Лаборатории Института

В 2023 году испытательно-исследовательской лабораторией головного учреждения подготовлено более 1,3 тысячи протоколов испытаний дорожно-строительных материалов, в том числе асфальтобетона, битумных вяжущих, минеральных материалов, бетона, геосинтетических материалов, а также более 300 заключений по результатам проведенных испытаний.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-2017 разработано 45 программ и методик аттестации испытательного оборудования. Проведена аттестация 103 единиц оборудования, оформлено 113 протоколов его периодической аттестации. В настоящий момент область деятельности испытательно-исследовательской лаборатории включает более 700 методик испытаний.



Строительный контроль

Качество работ по строительному контролю обеспечивают 10 стационарных лабораторий, 17 передвижных лабораторных постов на базе контейнера, 36 передвижных постов на базе автомобиля, геодезическое оборудование. Лабораторные мощности Института способны обеспечить бесперебойный контроль качества и соблюдение нормативных требований, в том числе ТР ТС 014/2011. Кроме того, в составе лабораторий имеется оборудование для объемно-функционального проектирования.



Выборочная оценка технического состояния автомобильных дорог

Диагностику состояния автомобильных дорог и мостовых сооружений проводят опытные специалисты с использованием мобильных дорожных лабораторий, оснащенных современным оборудованием. Оценка технического состояния проводится во всех регионах страны.

На основе данных диагностики, собранных с помощью передвижных лабораторий и мобильного лазерного сканирования, специалистами РДН создаются паспорта автомобильных дорог.

Высокая точность данных позволяет максимально быстро и качественно выполнить технический учет и наполнить пространственный банк данных информацией по дорожной сети.



Симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС»

Симулятор колесной нагрузки (СКН) «ЦИКЛОС» – первая в России установка для проведения ускоренных испытаний конструкций дорожных одежд, разработанная по заказу РОСДОРНИИ в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

РОСДОРНИИ в 2023 году продолжил работу по внедрению в России ускоренных методов испытаний дорожных конструкций:

Введен в эксплуатацию дорожно-испытательный комплекс (полигон «ЦИКЛОС») на площадке ФАУ «РОСДОРНИИ» в Голицыно;

Проведены сравнительные испытания двух типов вариантов конструкций дорожных одежд в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке четвертого этапа строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань»;

Принята в эксплуатацию система линейных перемещений для заданного поперечного смещения нагрузки от проезда колеса по закону нормального распределения;

Разработан и утвержден СТО ФАУ «РОСДОРНИИ» «Метод ускоренного испытания дорожных одежд с использованием симуляторов колесной нагрузки. Общие требования»;

Разработан проект первой редакция ПНСТ Дороги автомобильные общего пользования. «Метод ускоренного испытания дорожных одежд симулятором колесной нагрузки ЦИКЛОС. Общие требования»;

Предложен проект целевой программы проведения НИОКР при испытании дорожных одежд с использованием СКН «ЦИКЛОС»;

Получены свидетельства на 6 объектов интеллектуальной собственности;

Проработаны предложения по сотрудничеству в области ускоренных испытаний в рамках подписанных соглашений с Индией и ЮАР.



Передвижная лаборатория «Эскандор»

«Эскандор» – первая в России передвижная лаборатория для сплошной безостановочной диагностики автомобильных дорог, которая способна проводить измерение оценки прочности нежестких дорожных одежд, создана по заказу РОСДОРНИИ в 2020 году.

Лаборатория помогает выявлять участки с ненормативным транспортно-эксплуатационным состоянием, оценивать причины возникновения дефектов, а также остаточный ресурс дорожных одежд.

В лаборатории предусмотрена установка оборудования, позволяющая оцифровывать автомобильные дороги и дорожную инфраструктуру для дальнейшего создания «цифрового двойника» в виде облака точек.

В рамках опытной эксплуатации с помощью передвижной лаборатории «Эскадор» проведена тестовая диагностика автомобильных дорог в пяти пилотных регионах – Мурманской, Курской, Ростовской и Оренбургской областях, а также в Республике Татарстан. Всего продиагностировано более 3000 км дорожного покрытия.

В 2023 году:

— в рамках опытной эксплуатации «Эскандор» собрал данные на 500 км сети автомобильных дорог сети Московской области;
— проведены сопоставительные испытания с дорожной лабораторией АДКМ;
— проведены сравнительные испытания с установкой динамического нагружения типа FWD;
— разработан проект стандарта организации ФАУ «РОСДОРНИИ», устанавливающий порядок эксплуатации «Эскандор».



Стандартизация в области ИТС

Разработка и внедрение ИТС – важная составляющая цифровой трансформации транспортного комплекса и проектов по созданию «умных городов».

В соответствии с нацпроектом «Безопасные качественные дороги» ФАУ «РОСДОРНИИ» занимается внедрением интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в отечественную дорожную отрасль.



Пилотная зона ИТС

РОСДОРНИИ создает пилотную зону на территории Республики Татарстан. Целью её создания является обеспечение возможности проведения экспериментов и апробации технологий интеллектуальных транспортных систем (ИТС), обеспечивающих безопасное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в условиях реального транспортного потока на автомобильных дорогах общего пользования. 

Для создания пилотной зоны были выбраны участки автомобильных дорог на территории ОЭЗ «Алабуга» и прилегающих участков региональной автомобильной дороги общего пользования 16К-0809.

В 2023 году подписано соглашение между ФАУ «РОСДОРНИИ», ОЭЗ «Алабуга», ГКУ «Главтатдортранс», ГБУ «Безопасность дорожного движения» и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Документ определяет взаимодействие сторон в создании пилотной зоны «Алабуга». Соглашение закрепляет за ФАУ «РОСДОРНИИ» блок обязанностей по оперативному управлению пилотной зоной, созданию и эксплуатации технических элементов ИТС и динамической цифровой карты дорожного движения.



Цифровая модель дорог

РОСДОРНИИ продолжает работу по цифровой трансформации дорожного хозяйства.



Создание цифрового двойника трассы М-11 «Нева»

В 2023 году ФАУ «РОСДОРНИИ» создал цифровой двойник на скоростной автомобильной дороге М-11 «Нева».

Цифровой двойник скоростной трассы М-11, созданный для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств на магистралях, – это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом. Он содержит центр управления, который объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого цифровой двойник подключен к действующей интеллектуальной системе дороги – автоматизированной системе управления дорожным движением. Это позволяет дополнить систему управления ВАТС фактическими данными от дорожной инфраструктуры о трафике, метеоусловиях, дорожно-транспортных происшествиях, любых динамических изменениях и инцидентах на протяжении всей трассы. В свою очередь, умная дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключенного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали.

В рамках экспериментального правового режима движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 уже запущено.



Технологии информационного моделирования

В течение 2022 – 2023 гг. специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги» проводили работы по формированию требований для обеспечения внедрения ТИМ на объектах дорожного хозяйства.

В ходе выполнения этих работ подготовлены проекты методологических и нормативно-технических документов, обеспечивающих применение ТИМ на объектах транспортной инфраструктуры:

— проект методических рекомендаций по созданию информационных требований заказчика объектов дорожного хозяйства на этапах проектирования, строительства и эксплуатации;
— проект технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ, предусматривающих формирование и ведение информационной модели объектов дорожного хозяйства;
— проект информационных требований заказчика к созданию цифровых моделей автомобильных дорог на этапе проектирования;
— проект шаблона плана реализации информационного моделирования;
— методика расчёта показателя оценки уровня готовности заказчиков использовать технологию информационного моделирования при организации проектных работ. С применением данной методики на регулярной основе проводится мониторинг готовности государственных заказчиков и проектных организаций к применению ТИМ.

Одним из направлений внедрения ТИМ является обеспечение межведомственного электронного взаимодействия между участниками строительной деятельности с использованием единого информационного пространства. С этой целью Минстрой России разрабатывает, утверждает и публикует XML-схемы для перевода документов, сопровождающих проектирование, строительство и эксплуатацию в XML-формат. В связи с этим специалистами Института подготовлены предложения по доработке XML-схем в части дорожного хозяйства.

Кроме этого, проводятся работы по формированию отраслевого классификатора строительной информации, который построен на принципах, заложенных в классификаторе, разработанном Минстроем России, и будет учитывать специфику дорожного хозяйства.


Мониторинг ресурсного обеспечения и цен на ресурсы

РОСДОРНИИ осуществляет мониторинг обеспеченности субъектов Российской Федерации основными дорожно-строительными материалами.

Формирование информации о потребности в основных строительных материалах осуществляется посредством автоматизированной обработки сметной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, а также с использованием разработанных ФАУ «РОСДОРНИИ» расчетных моделей, сформированных на основе объектов-представителей. Кроме того, для оценки текущей ситуации на рынке битумных материалов, ежемесячно проводится мониторинг цен битумов нефтяных дорожных, что позволяет проводить анализ динамики изменения цен и своевременно информировать Федеральное дорожное агентство и Министерство транспорта Российской Федерации о ситуации на внутреннем рынке.

Мониторинг позволяет ежеквартально проводить расчет индексов изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения», включая 23 строительных ресурса и 17 наименований строительных машин и механизмов, а также «Скоростные автомобильные дороги (категории 1Б)» по 12 строительным ресурсам и семи наименованиям строительных машин и механизмов.

С IV квартала 2023 года осуществляется ежеквартальный мониторинг цен на строительные ресурсы в целях перехода на ресурсно-индексный метод по 95 специализированным строительным ресурсам, применяемым при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, по 85 субъектам Российской Федерации с учётом 121 ценовой зоны.

В 2023 году для 85 субъектов Российской Федерации с учетом 121 ценовой зоны выпущены индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения», по объекту «Скоростные автомобильные дороги (категории 1Б)» индексы выпускаются для 5 субъектов Российской Федерации.

Еженедельно проводится мониторинг стоимости в отношении 3 строительных ресурсов в 10 ценовых зонах Российской Федерации, а также еженедельно осуществляется сбор информации от 29 Федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору, об изменении цен по 22 строительным ресурсам.



СКДФ

Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ) является единственной информационной системой дорожной отрасли, имеющей статус федеральной. В соответствии с № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» её использование является обязательной во всех регионах.

В 2023 году:

— ФГИС СКДФ принята в эксплуатацию и размещена в сети Интернет по адресу: https://скдф.рф. Система доступна для широкого круга лиц, а также для специалистов дорожной отрасли, пользователей - представителей владельцев автомобильных дорог и эксплуатирующих организаций.
— обеспечена возможность загрузки данных проведенной инструментальной диагностики по 9 видам диагностики, реализовано визуальное отображение данных диагностики на участках дорог по показателю продольной ровности. Совместно с представителями ключевых компаний-поставщиков проработана возможность автоматизированной загрузки во ФГИС СКДФ данных проведенной ими инструментальной диагностики
— разработан Модуль планирования работ дорожной отрасли, предполагающий функционал по внесению в Систему программ дорожных работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них. В Модуле планирования завершена разработка функционала по внесению данных программ дорожных работ по стройке и реконструкции, а также внесению и ведению данных программ дорожных работ на автодорогах регионального и местного значений.
— разработана первая очередь модернизированной системы автоматизации сбора и обработки дорожной статистики в цифровой форме (Модуль статистики), созданы формы 1-ДГ, 2-ДГ, 1-ФД, 7-автодор, стоимость 1 км с возможностью ручного ввода данных пользователями по всем показателям форм статистического наблюдения. В декабре 2023 года приняты результаты второй очереди разработки Модуля статистики, позволяющей предварительно заполнить формы статистического наблюдения данными из ФГИС СКДФ.



Анализ структуры рынка дорожной деятельности

ФАУ «РОСДОРНИИ» провел анализ существующей структуры рынка работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.


По результатам проведенных работ выделены крупнейшие государственные заказчики и подрядчики в области дорожной деятельности в целом по Российской Федерации и в разрезе федеральных округов, кроме того определен перечень из 14 субъектов Российской Федерации, в которых в отчетном периоде число подрядчиков составило 50 и менее и проведен укрупненный анализ по заключенным контрактам с определением доли рынка и выделением подрядчиков по формам собственности.


Анализ отраслевых потребностей в дорожно-строительной технике и лабораторном оборудовании

В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» ФАУ «РОСДОРНИИ» выполняет работы по:

— мониторингу и анализу данных о наличии и потребности в дорожно-строительной технике;
— мониторингу и анализу данных о потребности в комплектующих к дорожно-строительной технике;
— мониторингу и анализу данных об объемах производства и импорта дорожно-строительной техники;
— мониторингу и анализу замечаний и предложений по эксплуатируемой отечественной дорожно-строительной технике;
— мониторингу и анализу данных о существующих узкоспециализированных предприятиях, имеющих производственные мощности по выпуску комплектующих для дорожно-строительной техники.

Сбор информации для мониторинга и анализа информации осуществляется на основании запросов в организации, являющихся заказчиками выполнения работ по осуществлению дорожной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях.


Рассмотрение документов территориального планирования

ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит анализ проектов документов территориального планирования на наличие мероприятий по реконструкции и строительству автомобильных дорог и искусственных сооружений на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций, предусмотренных паспортом национального проекта «Безопасные качественные дороги» и Схемой территориального планирования Российской Федерации в области автомобильных дорог федерального значения.

Согласование таких материалов используется для определения назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения их устойчивого роста, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.



Обучение и повышение квалификации

В 2023 году по 17 программам повышения квалификации прошли обучение 4 415 человек. Годовой показатель федерального проекта «ОМРДХ» перевыполнен в 1,47 раза (план – не менее 3,0 тысяч человек). Для выполнения этого показателя разработаны три новых программы и актуализировано шесть программ повышения квалификации.

В течение года проведено 47 ознакомительно-информационных мероприятия по актуальным вопросам дорожного хозяйства, суммарное количество участников – 5 244 человек (на 13.12.2023).

На сайте системы повышения квалификации размещаются методические пособия, нормативно-правовые акты дорожного хозяйства и комментарии к ним, статьи и другая полезная информация для специалистов. На образовательном портале организован канал обратной связи с работниками дорожного хозяйства, в том числе для выявления наиболее острых и важных проблем в дорожном хозяйстве.



Общественные связи и международное сотрудничество

В 2023 году велась активная работа в области укрепления внешних связей и продвижения деятельности РОСДОРНИИ в отраслевом сообществе России и на международном уровне.

Представители Института принимали активное участие в отраслевых мероприятиях. Специалисты учреждения выступили с докладами по актуальным вопросам дорожного хозяйства и развития транспортного комплекса в более чем 140 форумах, конференциях и семинарах, прошедших в Российской Федерации и за рубежом.

Выставочные экспозиции, демонстрирующие перспективные разработки Института, были представлены на ведущих отраслевых мероприятиях федерального уровня, таких как Международный форум Kazan Digital Week 2023, а также XVII Международная выставка «Транспорт России».


В отраслевых периодических изданиях опубликовано свыше 60 статей с интервью и научными исследованиями экспертов РОСДОРНИИ, вышло более 1100 упоминаний Института в федеральных и региональных средствах массовой информацией.

РОСДОРНИИ уделяет особое внимание популяризации науки и привлечению молодых специалистов в дорожную отрасль. Так, в 2023 году 68 студентов из Высшей школы перевода Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Московского государственного института международных отношений (МГИМО), Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГСУ РАНХиГС), ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», Национального исследовательского технологического университета МИСиС (НИТУ «МИСиС»), Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых и Финансового колледжа города Москвы № 35 прошли производственную практику в РОСДОРНИИ.


Успешная реализация задач, стоящих перед дорожной отраслью, в значительной степени зависит от своевременного получения доступа к передовому зарубежному опыту, для чего в 2023 году отделом информационного сопровождения ФАУ «РОСДОРНИИ» осуществлен перевод 29 стандартов Международной организации по стандартизации ISO, отраслевых зарубежных периодических изданий, публикаций и учебной литературы, обеспечено участие представителей Института в 8 международных форумах, конференциях и мероприятиях.

С целью обмена опытом с ведущими институтами и отраслевыми организациями дружественных стран ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2023 году заключило соглашения о сотрудничестве с Центральным дорожным научно-исследовательским институтом (CRRI) Республики Индия, Республиканским унитарным предприятием по содержанию и развитию средств технологической связи (РУП «Белдорсвязь»), Республики Беларусь, Институтом дорожной науки и технологий (iROAD) Республики Монголия.