В РОСДОРНИИ подвели итоги 2022 года

29.12.2022 Просмотров: 2796

В РОСДОРНИИ подвели итоги работы за 2022 год, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (НП БКД).

Все плановые показатели за минувший год были выполнены в полном объеме. Институт провел масштабную работу по внедрению новых и наилучших технологий в дорожное строительство, разработке и актуализации отраслевых нормативно-технических документов, продвижению ряда инновационных разработок в области цифровой трансформации транспортного комплекса России. Подробнее о каждом из основных направлений работы – далее в материале. 

Внедрение новых и наилучших технологий

Включение новых и наилучших технологий (НиНТ) в процесс дорожного строительства – одно из ключевых условий реализации НП БКД. Плановым показателем внедрения НиНТ является повышение доли объектов, на которых предусматривается использование инноваций из Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ) – от 10% в 2021 году до 40% в 2024-2030 годах.

По состоянию на конец 2022 года, РННТ содержит сведения о 365 технологиях, 798 материалах, 261 конструктивном решении, а также о 165 производителях и более чем 600 регулирующих документах.

Внедрение новых и наилучших технологий

По данным субъектов Российской Федерации, на декабрь 2022 года среднее значение показателя РННТ составило 44,96 % (по итогам 2019 года – 44,4 %, 2020 года – 55,85%, 2021 года – 62,53%).

Эксперты ОЦК обучают применению НиНТ представителей профильных ведомств, заказчиков и подрядных организаций регионов, в том числе организуют консультации непосредственно на объектах НП БКД. За год организовано пять обучающих мероприятий, более 40 совещаний, проведен анализ порядка 500 составов асфальтобетонных смесей и 120 комплектов проектно-сметной документации с выдачей замечаний и рекомендаций по их корректировке.

Разработаны предложения по формированию стратегий развития дорожного хозяйства для Ульяновской и Вологодской областей, Пермского края, Республики Марий Эл. В 2022 году число пилотных регионов по внедрению приоритетных НиНТ в Российской Федерации составило 35.

Для восьми регионов Российской Федерации разработаны альбомы типовых конструкций дорожных одежд – Воронежской, Белгородской, Мурманской, Тульской, Кемеровской областей, Алтайского края, Камчатского края и Республики Бурятия.

Экспертный совет ОЦК в 2022 году рассмотрел 94 заявки о включении или актуализации сведений о НиНТ в РННТ. В рамках методической и консультативной помощи заявителям подготовлены примеры комплексной оценки эффективности НиНТ.

Строительный контроль

В 2022 году работа велась по 55 контрактам из которых 22 уже исполнены, 12 планируется закрыть до конца года и 21 контракт является переходящим.

Строительный контроль

12 филиалов РОСДОРНИИ, имеющие в своем составе подразделения строительного контроля и обеспеченные необходимым оборудованием и квалифицированными специалистами, осуществляют оказание услуг по контролю за качеством дорожно-строительных работ на инфраструктурных объектах в регионах Российской Федерации. В 2022 году работа велась в 18 субъектах в 7 федеральных округах. В том числе Институт активно ведет строительный контроль на объектах Республики Крым.

В национальный реестр специалистов в области строительства НРС НОСТРОЙ внесены 54 сотрудника строительного контроля РОСДОРНИИ.

Строительный контроль

Качество работ по строительному контролю обеспечивают 10 стационарных лабораторий, 17 передвижных лабораторных постов на базе контейнера, 36 передвижных постов на базе автомобиля, геодезическое оборудование. Лабораторные мощности Института способны обеспечить бесперебойный контроль качества и соблюдение нормативных требований, в том числе ТР ТС 014/2011. Кроме того, в составе лабораторий имеется оборудование для объемно-функционального проектирования.

Выборочная оценка технического состояния автомобильных дорог

Специалисты РОСДОРНИИ проводят диагностику состояния автомобильных дорог и мостовых сооружений с использованием мобильных дорожных лабораторий, оснащенных современным оборудованием. По результатам диагностики разрабатываются следующие документы: паспорт автомобильной дороги и проект организации дорожного движения автомобильной дороги (ПОДД).

Выборочная оценка технического состояния автомобильных дорог

Лаборатории ОЦК

В 2022 году завершено комплексное оснащение испытательных лабораторий головного учреждения и филиальной сети РОСДОРНИИ.

Испытательно-исследовательская лаборатория Института в 2022 году провела анализ подборов составов асфальтобетонных смесей в регионах. Проанализировано порядка 500 рецептов асфальтобетонных смесей, запроектированных в соответствии с ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2, ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2.

Лаборатории ОЦК

Для расширения номенклатуры проводимых испытаний, в том числе на соответствие асфальтобетонов требованиям ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2, произведено дооснащение передвижных лабораторных постов. Его итогом стало обеспечение возможности проведения дополнительных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2 и определения ряда эксплуатационных характеристик асфальтобетонов, таких, как стойкость к образованию колеи.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-2017 разработано 42 программы и методики аттестации испытательного оборудования.

СКДФ

Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), разработанная РОСДОРНИИ, в 2020 году была запущена в тестовом режиме. Платформа является уникальным, одним из наиболее прозрачных инструментов принятия решений по выполнению дорожно-строительных работ и расходованию средств дорожных фондов. По данным на 2022 год, в ней зарегистрированы более 20 тысяч пользователей из 85 регионов Российской Федерации.

В Системе накоплена объемная база с инвентаризацией объектов дорожного хозяйства Российской Федерации, реализована интеграция СКДФ и ГИИС «Электронный бюджет». Эти данные позволяют анализировать процесс наполнения дорожных фондов страны и каждого региона.

За 2022 год в СКДФ загружено более семи тысяч автомобильных дорог, при этом около 100 тысяч автомобильных дорог было актуализировано и подтверждено владельцами автомобильных дорог. Доля подтвержденных автомобильных дорог составляет 95%.

В 2022 году СКДФ получила статус федеральной государственной информационной системы. Президент Российской Федерации подписал соответствующий закон от 6 марта 2022 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ вступает в силу – 1 марта 2023 года.

Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов

Кроме того, Государственная Дума Российской Федерации 8 ноября 2022 года в третьем чтении приняла Законопроект № 1134454-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение порядка представления информации в Систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов и порядка ее эксплуатации)». Он устанавливает ответственность владельцев автомобильных дорог за нарушение порядка предоставления информации в Систему. Документ уже одобрил Совет Федерации.

Специалисты Института провели консультации в формате ВКС для 20 регионов по вопросу предоставления в Систему полных сведений об автомобильных дорогах.

Также был организован всероссийский вебинар для владельцев дорог на тему «Система контроля дорожных фондов – федеральная государственная информационная система». В обучении приняли участие более 1,1 тысячи человек из 85 субъектов Российской Федерации.

Продолжается работа по подготовке к осуществлению мониторинга мероприятий Пятилетнего плана дорожного строительства до 2027 года, который разработан по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Данный функционал будет реализован на базе СКДФ, необходимые сведения будут вноситься в «ручном» режиме ответственными организациями.

В марте 2023 года будет представлено обновление СКДФ, которое расширит функционал платформы, в том числе новый дизайн Системы и улучшенный картографический интерфейс.

Симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС»

Симулятор колесной нагрузки (СКН) «ЦИКЛОС» – первая в России установка для проведения ускоренных испытаний конструкций дорожных одежд, разработанная по заказу РОСДОРНИИ в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Благодаря инновационной разработке Института за несколько месяцев можно смоделировать полноценные условия эксплуатации автомобильной дороги в течение всего жизненного цикла в интересующих условиях и дать заключение о работоспособности исследуемой дорожной одежды.

Симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС»

РОСДОРНИИ в 2022 году продолжил работу по внедрению в России ускоренных методов испытаний дорожных конструкций:

  • Выполнены работы по возведению дорожно-испытательного комплекса на территории НИЦ «Голицыно»;
  • Проведены сравнительные испытания двух типов конструкций дорожных одежд в Нижегородской области на специально построенном испытательном участке четвертого этапа строительства скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань»;
  • Осуществлены работы по внесению СКН «ЦИКЛОС» в государственный реестр средств измерений;
  • Разработаны СТО ФАУ «РОСДОРНИИ» «Ускоренные испытания дорожных одежд. Общие требования», типовой проект технического регламента по монтажу датчиков мониторинга в дорожную конструкцию, проект программы испытаний на 3-х летний период;
  • Утверждены методические указания для проведения ускоренных испытаний;
  • Получены свидетельства на пять объектов интеллектуальной собственности.

Передвижная лаборатория «Эскандор»

«Эскандор» – первая в России передвижная лаборатория для сплошной безостановочной диагностики автомобильных дорог на скорости транспортного потока – до 80 км/ч, создана по заказу РОСДОРНИИ в 2020 году.

Лаборатория помогает выявлять участки с ненормативным транспортно-эксплуатационным состоянием, оценивать причины возникновения дефектов, а также остаточный ресурс дорожных одежд. В дальнейшем планируется загрузка получаемой информации в СКДФ для использования заинтересованными участниками дорожной деятельности.

В рамках опытной эксплуатации с помощью передвижной лаборатории «Эскадор» проведена тестовая диагностика в пяти пилотных регионах – Мурманской, Курской, Ростовской и Оренбургской областях, а также в Республике Татарстан. Всего продиагностировано более 3000 км дорожного покрытия.

Передвижная лаборатория «Эскандор»

Цифровая модель дорог

РОСДОРНИИ продолжает работу по цифровой трансформации дорожного хозяйства. В 2021 году Институт приступил к созданию цифровой модели автомобильных дорог федерального значения, а в 2023 году будет создана цифровая модель опорной сети автомобильных дорог одного из регионов страны.

Цифровая модель дорогЦМД – это набор взаимосвязанных данных о дорожной обстановке, рельефе и внутреннем строении автомобильной дороги, обеспечивающий решение прикладных задач дорожно-транспортного комплекса. Основой ЦМД является облако точек лазерного сканирования: «трехмерный двойник дороги» и прилегающей территории.

В 2022 году РОСДОРНИИ разработал два национальных стандарта по лазерному сканированию, а также в процессе разработки находятся два национальных стандарта по цифровой модели автомобильных дорог и дорожному графу.

По состоянию на конец 2022 года, сформирована цифровая модель автомобильных дорог федерального значения на протяженности более 10,5 тысячи км, а также собраны данные для создания цифровой модели автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на протяженности более 1,4 тысячи км.

Интеллектуальные транспортные системы

В соответствии с нацпроектом «Безопасные качественные дороги», РОСДОРНИИ занимается внедрением интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в отечественную дорожную отрасль.

В 2022 году Институт завершил разработку Концепции создания и функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования, а также подготовил предложения по обновлению трех национальных стандартов ГОСТ Р, разработал проекты семи национальных стандартов ГОСТ Р.

Интеллектуальные транспортные системы

Кроме того, Институт подготовил проект федерального закона о национальной сети ИТС. В настоящий момент документ находится на рассмотрении в Министерстве транспорта Российской Федерации.

Для обеспечения возможности проведения экспериментов и апробации технологий ИТС, обеспечивающих безопасное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в условиях реального транспортного потока, РОСДОРНИИ создает первую в России Пилотную зону на территории Республики Татарстан. Разработаны и согласованы технические решения по размещению специализированного оборудования и прокладке линейно-кабельных сооружений, подготовлена сметная документация на создание дорожно-транспортной инфраструктуры.

Научно-техническая политика

РОСДОРНИИ является действующим членом многих технических комитетов по стандартизации Российской Федерации – ТК 418, ТК 465, ТК 278, ТК 400 и др. В рамках работы данных комитетов на постоянной основе проводится экспертиза новых разрабатываемых документов по стандартизации (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ, СП).

В 2022 году Институт разработал и утвердил девять новых национальных и предварительных национальных стандартов Российской Федерации.

Также на сайте РОСДОРНИИ размещен перечень действующих и разрабатываемых нормативно-технических документов (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ и др.) в дорожном хозяйстве с учетом их классификации в зависимости от процессов, видов дорожных работ и материалов, а также требований ТР ТС 014/2011.

Проведена экспертиза разрабатываемых 60 стандартов (проектов ГОСТ-17, ГОСТ Р-54, ПНСТ-2) и 16 сводов правил. 

Нормативно-техническая политика

НИОКР

РОСДОРНИИ проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области дорожного хозяйства, направленные на повышение безопасности дорожного движения, качества дорожных работ и внедрение новых технологий

Тематики проводимых исследований, установленные Планом НИОКР ОЦК на 2021-2023 годы, соответствуют основным направлениям технической политики, проводимой в дорожном хозяйстве, а также приоритетным исследовательским проектам и направлениям проведения исследований, зафиксированным в программе развития ФАУ «РОСДОРНИИ» на период до 2025 года, положениями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года:

  • НИОКР по основным направлениям инновационной деятельности, повышению долговечности дорожных конструкций и качества дорожно-строительных материалов;

  • НИОКР, направленные на развитие инфраструктуры исследований и разработок, создание современных исследовательских комплексов;

  • НИОКР, направленные на обеспечение цифровой трансформации дорожного хозяйства;

  • НИОКР по транспортному планированию;

  • НИОКР в части экспертно-аналитического обеспечения дорожного хозяйства.

РОСДОРНИИ проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области дорожного хозяйства

Внедрение новых технологий невозможно без соответствующей нормативно-технической базы и проведения исследований. В 2022 году РОСДОРНИИ завершил:

  • Выполнение комплекса научно-исследовательских работ с использованием современного изыскательского оборудования для формирования новых подходов и методик, повышающих достоверность и производительность результатов инженерных изысканий и обследований;
  • Обоснование коэффициентов продольного сцепления, обеспечивающих эксплуатационную надежность и безопасность движения на автомобильных дорогах общего пользования вне населенных пунктов;
  • Исследование возможности применения полиуретанового вяжущего при производстве материалов для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог;
  • Разработку и практическую апробацию методики подбора состава цементобетонной смеси для устройства покрытий автомобильных дорог.

Мониторинг ресурсного обеспечения и цен на ресурсы

РОСДОРНИИ осуществляет сбор и анализ данных об объемах потребляемых строительных ресурсов в рамках дорожно-строительных работ. Это позволяет выявлять профицитные и дефицитные виды строительных ресурсов в субъектах Российской Федерации. Также организован мониторинг цен на строительные ресурсы, используемые при осуществлении дорожных работ, что позволяет анализировать конъюнктуру рынка и следить за динамикой изменения цен.

Мониторинг позволяет ежеквартально проводить расчет индексов изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения», включая 23 строительных ресурса и 17 наименований строительных машин и механизмов, а также «Скоростные автомобильные дороги (категории 1Б)» по 12 строительным ресурсам и семи наименованиям строительных машин и механизмов.

Мониторинг ресурсного обеспечения и цен на ресурсы

Потребность в основных строительных ресурсах для реализации мероприятий пятилетнего плана дорожной деятельности

В 2022 году для 85 субъектов Российской Федерации с учетом 118 ценовых зон выпущены индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения».

В II квартале 2022 года индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Скоростные автомобильные дороги (Категории 1 Б)» подготовлены для восьми регионов.

В 2022 году специалисты РОСДОРНИИ проанализировали программы финансирования дорожной отрасли Чешской Республики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Республики Индия с целью повышения осведомленности и возможности применения лучших практик для российской дорожной отрасли.

Организация и безопасность дорожного движения

Институт оказывает регионам Российской Федерации методологическую и консультативную помощь в области организации и безопасности дорожного движения, проводит мониторинг реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

В 2022 году на основе анализа сведений о ДТП в Российской Федерации и отдельных регионах за 2021 год выполнена оценка тенденций изменения основных показателей аварийности и подготовлены выводы о приоритетных направлениях деятельности по повышению безопасности дорожного движения.

Организация и безопасность дорожного движенияСпециалисты Института также подготовили проект первой редакции Изменения №3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», разработали предложения по редакции изменений в ГОСТ Р 50597 с учетом предложений ГУ ОБДД МВД РФ по актуализации положений данного стандарта.

В минувшем году РОСДОРНИИ рассмотрел 65 региональных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» в части планирования и применения мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению его безопасности.

Создание системы повышения квалификации для работников дорожного хозяйства

В 2022 году по 19 программам повышения квалификации прошли обучение 4 817 работников дорожного хозяйства (доля молодежи в возрасте от 18 до 35 лет – 51,46 %). Годовой показатель федерального проекта «ОМРДХ» перевыполнен в 1,93 раза (план – не менее 2,5 тысячи человек). Для выполнения этого показателя разработаны три новых программы и актуализировано шесть программ повышения квалификации.

В течение года проведено 38 ознакомительно-информационных мероприятия по актуальным вопросам дорожного хозяйства, суммарное количество участников – 5 870 человек, и 3 073 человека посмотрели вебинары в записи. Годовой показатель феде6рального проекта (не менее 5 000 человек) – выполнен.

Система повышения квалификации

На образовательном портале для работников дорожного хозяйства весь год размещались видеозаписи и материалы, проведенных ознакомительно-информационных мероприятий; нормативно-правовые акты; анализ изменений в законодательстве; статьи и мнения экспертов; вопросы и ответы пользователей портала и слушателей вебинаров; формы обратной связи и пр.

Проведен мониторинг состояния кадрового потенциала дорожного хозяйства и определены потребности дорожного хозяйства в квалифицированных кадрах и повышении их квалификации на краткосрочную и долгосрочную перспективу. На конец 2021 года среднесписочная численность работников организаций дорожного хозяйства, имеющих высшее образование, составила более 42,9 тысячи человек, со средним профессиональным – более 48 тысяч человек. Согласно прогнозу, дополнительная потребность отрасли в кадрах до 2030 года с высшим и средним профессиональным образованием составит более 67,7 тысячи человек.

Общественные связи и международное сотрудничество

В 2022 году велась активная работа в области укрепления внешних связей и продвижения деятельности РОСДОРНИИ в отраслевом сообществе России и на международном уровне.

Представители Института принимали активное участие в отраслевых мероприятиях. Специалисты учреждения выступили с докладами по актуальным вопросам дорожного хозяйства и развития транспортного комплекса в более чем 130 форумах, конференциях и семинарах, прошедших в Российской Федерации и за рубежом.

Внешние связи

Кроме того, РОСДОРНИИ организовал ряд крупных мероприятий для представителей дорожной отрасли:

  • Семинар «Обеспечение качества выполнения дорожно-строительных работ в рамках НП БКД»;
  • Обучающий семинар: «Сравнительный анализ производства, укладки и контроля качества асфальтобетонных смесей, запроектированных объемным и объемно-функциональным методами»;
  • Межотраслевая конференция «ИТС на автомобильных дорогах. Полигоны и тестовые зоны для создания безопасной транспортной среды»;
  • Конференция «ИТС в городских агломерация Российской Федерации. Проблемы создания и перспективы развития»;
  • Международная индийско-российская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы исследования в дорожной отрасли»;
  • Межотраслевая Международная конференция «Экономика замкнутого цикла в дорожном строительстве. Вторичные ресурсы, экономика, экология» и др.

Выставочные экспозиции, демонстрирующие перспективные разработки Института, были представлены на ведущих отраслевых мероприятиях федерального уровня: Международный Сибирский транспортный форум, Международный форум Kazan Digital Week 2022, Международная специализированная выставка «Дорога 2022» и Транспортная неделя 2022.

В отраслевых периодических изданиях опубликовано свыше 70 статей с интервью и научными исследованиями экспертов РОСДОРНИИ, вышло более 50 публикаций и репортажей в федеральных и региональных средствах массовой информацией.

РОСДОРНИИ уделяет особое внимание популяризации науки и привлечению молодых специалистов в дорожную отрасль. Так, в 2022 году 50 студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Всероссийской академия внешней торговли (ВАВТ), Российского университета транспорта (МИИТ), Московского экономического института (МЭИ) и Московского государственного строительного университета (МГСУ) прошли производственную практику в РОСДОРНИИ. Кроме того, подписано три соглашения с ведущими российскими вузами о прохождении студентами производственной практики в РОСДОРНИИ.

Nauchno_tekhnicheskaya-politika.pdf

Открыть Скачать (Размер 126 Kb) Тип файла: pdf

Standartizatsiya-v-oblasti-ITS.pdf

Открыть Скачать (Размер 132 Kb) Тип файла: pdf