Цифровая эра наступила: тонкости организации ИТС и движения беспилотного транспорта обсудили на всероссийской выставке

Просмотров: 857
5-й юбилейный форум «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта» стартовал 7 октября в Москве при поддержке ФАУ «РОСДОРНИИ».

Ключевую тему выставки обозначили следующим образом: «Что? Где? Когда? в цифровой трансформации транспортного комплекса». В течение двух дней ведущие эксперты ИТС в живом формате дискуссий обсуждали вопросы цифровизации отрасли. И поводов для полемики было немало, ведь 2020 год богат на события в области цифровых технологий в транспорте: продолжается разработка и тестирование беспилотного движения в городах России, а регионы тем временем уже формируют программы внедрения ИТС. Форум состоялся при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Ассоциации «Цифровая эра транспорта» (соорганизатор форума) и Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ». Генеральным партнером мероприятия стало ФАУ «РОСДОРНИИ».

Первый день форума открыла пленарная дискуссия на тему «Цифровая трансформация транспортной отрасли». Спикером от научного института выступила Екатерина Брязгина, директор по развитию ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ». В выступлении прозвучало, что в этом году на проект внедрения интеллектуальных транспортных систем 22 субъектам Российской Федерации выделено финансирование в общей сложности в размере 3347,5 миллионов рублей. Но процесс этот непростой, поскольку в регионах приходится сталкиваться с недостаточной квалификацией кадров и отсутствием необходимой исходной документации. Эксперты научного института при общении с представителями субъектов РФ также сталкиваются и с непониманием задач проекта в целом:

«Такие мероприятия, как это, наши круглые столы позволяют донести до регионов, что внедрение ИТС – это не просто возможность привлечь федеральные средства на камеры и пункты весогабаритного контроля. Пока понимания сути проекта нет у многих участников, даже в крупных городах, даже в некоторых городах-миллионниках. Мы ждем, когда регионы начнут внедрять ИТС и будут сами рассказывать на таких мероприятиях про свои кейсы», — поделилась Екатерина Брязгина.

Институт предложил, чтобы с 2025 года тиражировали лучший опыт интеллектуальных транспортных систем на субъекты и агломерации, не вошедшие в национальный проект «БКАД».

На данный момент на базе научного института ведется разработка четырех проектов национальных стандартов, касающихся темы информационной безопасности и цифровой модели дорог.

Участники пленарной дискуссии подтвердили, что создание интеллектуальных транспортных систем сейчас – сложнейшая организационная задача и предложили для её решения использовать в субъектах Российской Федерации механизм главного конструктора, практику хорошо себя зарекомендовавшую себя при создании сложных технических и технологических задач.

Следующий блок форума был посвящен теме подключенного и высокоавтоматизированного транспорта, модератор встречи Антон Журавлев, президент Ассоциации «Цифровая эра транспорта», представил ее так:

«Беспилотный транспорт еще совсем недавно казался фантастикой, этаким «хайповым» понятием, но теперь это реальность. Количество тестируемых беспилотников на российских дорогах растет, и встает вопрос их нормативного регулирования».

Дискуссия стартовала с выступления Михаила Белова, заместителя начальника Управления ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ». Он начал с того, что обеспечение безопасного движения беспилотного транспорта невозможно без использования интеллектуальной дорожной инфраструктуры.

CifrEra-15.jpg

Очень важно, по словам эксперта, уже сейчас, при создании ИТС в городских агломерациях, обеспечить применение функционально совместимых технических и технологических решений. Если об этом не задуматься, то к 2025 году ИТС начнут функционировать, но согласованности и совместимости между регионами не будет:

«Мы хотим добиться «бесшовности», то есть комфортного перемещения транспорта в том числе между регионами. Наша задача – обеспечить логистику, а не просто поставить супер-светофор. Поэтому так нужна Национальная сеть ИТС, я приведу сравнение с детской игрушкой, пирамидкой, где сеть – это палочка, на которую нанизываются блины разного цвета», — подчеркнул Михаил Белов.

CifrEra-14.jpg

Предполагается, что Национальная сеть будет обеспечивать единство подходов и в разработке, и в нормативном регулировании, и в порядке присоединения, и в использовании технологи, которые прошли тестирование. И при соблюдении этих условий можно будет говорить о комфортном и безопасном движении подключенного транспорта, а в дальнейшем и беспилотного транспорта.

Далее речь шла о преимуществах беспилотного транспорта. Главное заключается в том, что его использование снизит уровень аварийности на российских дорогах до 70%, появится предсказуемость времени в пути. Кроме того, такой общественный транспорт станет привлекательнее индивидуального, и большого числа парковок уже не потребуется, а соответственно, в городах появится дополнительное пространство для благоустройства.

Опыт в сфере высокоавтоматизированного транспорта в России уже немалый: всем знаком рейсовый поезд «Ласточка», компании «МосТрансПроект», «Яндекс» и «StarLine» тестируют свои легковые автоматизированные машины в крупных городах страны, КАМАЗ объявил о запуске производства грузовых беспилотников в 2025 году.

Закончился первый день форума сессией «Комфортная городская среда: инфраструктура, мобильность, общественный транспорт». На ней затронули вопросы транспортного планирования и моделирования городских агломераций, развития сети общественного транспорта и автоматизации пассажирских перевозок. Экспертом от ФАУ «РОСДОРНИИ» выступил Владимир Пащенко, начальник Управления транспортного планирования:

«После дискуссии про беспилотники грустно как-то об этом говорить, но нужно быть честным с самим собой – ни о каком развитии общественного транспорта речи быть не может, пока в российских городах доминируют маршрутки как явление, как экономическая модель. Их доход зависит только от числа перевезённых пассажиров, поэтому они готовы драться за каждого из них, уходят от налогов путем наличного расчета, экономят за счет обслуживания и хранения транспорта вне предприятий. Секрет их успеха в нарушении всего, что только можно. Маршрутка как экономическая модель должна остаться в прошлом», — обозначил проблему Владимир Пащенко.

Выход – реформирование транспортной системы, в которой основой экономики должен стать заказ транспортной работы. В этой модели источником дохода перевозчика становится бюджет, а не кошелек пассажира, который платит за проезд не перевозчику, а городу. Безусловно, следует наращивать меры федеральной поддержки пассажирского транспорта, особенно тем городам, которые переходят на новую модель управления. На форуме эксперт впервые обнародовал данные – какое количество транспорта получат регионы по программе льготного лизинга в рамках нацпроекта БКАД в 2021 году. ФАУ «РОСДОРНИИ» активно участвовал в работе по отбору агломераций, подавших заявки на участие в мероприятии. В итоге экспертной комиссией Минтранса были определены 12 городов-победителей, которые получат 275 автобусов, 104 троллейбуса и 13 трамваев.

Мероприятие по обновлению подвижного состава городского транспорта в ближайшее время должно развиться в комплексную программу модернизации пассажирского транспорта, которая разрабатывается по поручению Президента РФ. Научный институт рассчитывает, что эта программа сможет охватить не только обновление подвижного состава, но и задачи модернизации инфраструктуры пассажирского транспорта, и будет предполагать квалифицированное транспортное планирование, оптимизацию маршрутных сетей в городах с учетом агломерационного подхода, приоритет регулируемого тарифа, внедрение инструментов цифровизации.

Отвечая на вопросы из зала, докладчик также обозначил свою позицию:

«Мы все время говорим о технологиях, но с технологиями для пассажирского транспорта все давно хорошо, все плохо с управлением! Мы не можем никого заставить, убедить. Если водитель автобуса не хочет включать ГЛОНАСС, потому что это ему невыгодно, он не будет, если транспортные предприятия отказываются запускать общественный транспорт после 22:00, потому что выручка маленькая, они не будут. Здесь у городских властей должна быть задача перестроить транспортную систему так, чтоб интерес перевозчика и города не был разнонаправленным, а совпадал».

CifrEra-23.jpg

На второй день форума состоялось совещание о реализации программы внедрения ИТС в регионах в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где обсуждались детали реализации программ в субъектах Российской Федерации. Вступительное слово было предоставлено Екатерине Брязгиной, директору по развитию ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ». В докладе была представлена информация о текущей ситуации с торгами в регионах, прошедших отбор, технических проектах, программно-аппаратных комплексах и периферийном оборудовании. Отдельно была выделена часть неопубликованных закупок, но уже внесенных в план-график, а также обозначены зоны риска, где не была подготовлена конкурсная документация и отсутствует предмет закупки. Представители регионов задали множество вопросов по нехватке кадров, по отсутствию единого органа управления по реализации программы ИТС, по распределению средств, сэкономленных на конкурсных процедурах.

NAS_2048.JPG

«Управление процессами должно быть на уровне субъекта, развитие ИТС должно строится по модульному принципу исходя из оборудования периферии, но тем не менее концепт должен быть заложен на этапе проектной разработки, что мы хотим видеть, как мы предполагаем развивать эту систему, как мы будем аккумулировать всю информацию между субъектами. Потому что ИТС — это не локальная задача какой-то агломерации, ИТС — это задача для субъекта, а точнее для Российской Федерации в целом», — подчеркнул директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Игорь Костюченко.

NAS_2178.JPG

Завершающей темой форума была обозначена тема цифровой инфраструктуры автомобильных дорог, где выступил Виталий Миронюк, заместитель директора по науке ФАУ «РОСДОРНИИ». Специалист рассказал о том, что научный институт сейчас занимается созданием цифровой модели. Уже разработана и утверждена концепция, проведены сопоставительные испытания систем мобильного лазерного сканирования и выполнены работы на пилотных объектах. Кроме того, закуплена специализированная дорожная лаборатория.

«Использовать цифровую модель можно для множества целей. Благодаря ей мы в целом внедряем информационное моделирование в отрасли и создаем основу для формирования навигационных ресурсов для государственных нужд. Кроме того, речь, разумеется, идет о планировании развития дорожно-транспортной сети. Также мы можем создавать паспорта автомобильных дорог и разработать комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) и проекты организации дорожного движения (ПОДД)», — рассказал Виталий Миронюк.

1234.jpg

И, наконец, последний вопрос, который успели разобрать на форуме, касался также цифровизации транспортной сети и ИТС, но в разрезе правового регулирования. К дискуссии присоединился Максим Лаврентьев, начальник отдела развития системы управления жизненным циклом объектов ФАУ «РОСДОРНИИ». Он посвятил свой доклад вопросу контрактов жизненного цикла, который с большой вероятностью вскоре коснется и сферы ИТС:

«С 2010 года до настоящего момента КЖЦ прошел практический путь от трехлетнего контракта по содержанию участка автодороги до КПКЖЦ по двум видам работ на срок более трех лет. Преимущества КЖЦ для публичной стороны очевидны, а именно: общественная полезность создаваемого объекта; минимизация (исключение) рисков некачественного проектирования; единое ответственное лицо за проектирование  и строительство, заинтересованное в максимально высоком качестве объекта; оплата по КЖЦ стартует после ввода объекта в эксплуатацию аннуитетными платежами; отсутствие непредсказуемых будущих расходов на поддержание инфраструктурного объекта. На основании вышеизложенного, юридический механизм, при котором на одного подрядчика ложится ответственность за весь жизненный цикл объекта – от проекта до возможной последующей утилизации, был бы полезен ко внедрению в сфере ИТС. Предлагаю участникам Форума задуматься об использовании института КЖЦ в своей деятельности», - таким представил ближайшее юридическое будущее для ИТС Максим Лаврентьев.

NAS_3153.JPG

После завершения пленарных дискуссий и сессий эксперты-участники подвели итоги и обменялись контактами. Познакомиться с деятельностью друг друга они смогли также на масштабной выставке, где были представлены результаты работы ведущих компаний, которые занимаются развитием ИТС и созданием высокоавтоматизированных транспортных средств в России.

CifrEra-7.jpg