Сборник «Дороги и мосты» - 37 выпуск



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ – ВАЖНЫЙ РЕЗЕРВ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

  • Инженер В.А. Марьев,
    д-р техн. наук, профессор А.В. Руденский
    Конт. информация: ruda0704@yandex.ru
    (ООО «НИИМОССТРОЙ»)
  • Аннотация: Рассмотрены вопросы применения вторичных материальных ресурсов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Приведены данные отечественного и зарубежного опыта по использованию отходов промышленного производства и твердых бытовых отходов в дорожной отрасли. Указаны объемы энергозатрат на производство основных дорожно-строительных материалов и выполнение работ по строительству асфальтобетонных покрытий. Рассмотрены законодательные аспекты стимулирования эффективного применения вторичных материальных ресурсов.
  • Ключевые слова: ресурсосбережение, строительство автомобильных дорог, вторичные материальные ресурсы, технология переработки, энергозатраты на производстве материалов
  • УДК: 625.7
  • Файл: Загрузить

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ В КАЗАХСТАНЕ

  • Д-р техн. наук, профессор Б.А. Асматулаев,
    канд. техн. наук Р.Б. Асматулаев,
    инженер А.К. Ошанов,
    инженер Р.Р. Езмахунов,
    инженер Р.А. Мазгутов
    (Институт КазНИиПИ «Дортранс»),
    д-р техн. наук, профессор В.Н. Шестаков,
    д-р техн. наук, профессор А.В. Смирнов,
    (СИБАДИ)
    Конт. информация: boris-aisa@mail.ru
  • Аннотация: В статье рассмотрены основные причины по снижению сроков службы покрытий автомобильных дорог. Анализируется работа дорожных конструкций при современных транспортных и климатических нагрузках. Приводятся результаты опыта использования инновационных технологий и материалов в дорожном строительстве Казахстана по итогам выполненных в институте КазНИиПИ «Дортранс» НИОКР. Для увеличения сроков службы дорог рекомендуется использовать высокотехнологичные укатываемые шлакобетоны, шламобетоны и золобетоны, технико-эксплуатационные показатели которых не уступают высокопрочным цементобетонам.
  • Ключевые слова: причины деформаций покрытий, нагрузки, монолитные слои, гидравлически активные отходы, стабилизаторы, инновационные материалы
  • УДК: 625.7/.8(574)
  • Файл: Загрузить

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМИ АКТИВАМИ (НА ПРИМЕРЕ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)

  • Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    канд. техн. наук, профессор И.Н. Косенко
    (КазАДИ, Алматы)
    Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье представлен обзор существующих систем управления дорожными активами с выводами о сложностях их практического внедрения. Рассмотрена разработанная система управления дорожными активами для развивающихся стран, в частности для Республики Таджикистан. Система состоит из трех модулей: электронная карта дорог; автоматизированный банк дорожных данных; подсистема планирования ремонтов. Созданная система с разработанной моделью операционной цепи позволяет решать вопросы планирования дорожно-ремонтных работ на сети дорог заданного региона при ограниченных ресурсах и обосновывать стратегию ремонтов на перспективу до 3 лет при различных сценариях финансирования. Система реализована на примере дорог Согдийской области Таджикистана с построением графиков изменения состояния дорог во времени в зависимости от объемов выполнения ремонтных работ при заданных вариантах финансирования. Даны укрупненные предложения к формированию дорожной карты внедрения системы.
  • Ключевые слова: дорожные активы, системы управления, развивающиеся страны, автоматизированный банк данных, электронная карта дорог, подсистема планирования ремонтов, модель операционной цепи, стратегия дорожно-ремонтных работ на перспективу до 3 лет, варианты финансирования, формирование дорожной карты по внедрению системы
  • УДК: 625.7/.8(575.3)
  • Файл: Загрузить

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ДОРОЖНЫХ КАТКОВ И НАЗНАЧЕНИЮ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПОД УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

  • Канд. техн. наук, доцент Е.К. Чабуткин,
    канд. техн. наук, доцент Н.Е. Тарасова
    (Ярославский государственный
    технический университет)
    Конт. информация: chabutkin-ek@yandex.ru;
    tarasovane@ystu.ru
  • Аннотация: При уплотнении любых дорожно-строительных материалов эффективность процесса во многом зависит от правильного выбора катка как по массе, так и по конструктивным особенностям и назначению режимов его работы и, в первую очередь, скоростного режима, с определением требуемого числа проходов по одному следу. Даны некоторые обобщенные рекомендации по выбору катков. Эти рекомендации приведены в виде номограмм и получены в результате обобщения данных для большого количества серийно выпускаемых катков разной массы. При этом возможен и выбор режимов их работы, в частности, рациональных скоростей укатки.
  • Ключевые слова: каток дорожный, уплотнение, скорость рациональная, число проходов, материалы дорожно-строительные
  • УДК: 625.731.2:624.138.22:625.7.084/085:625.8
  • Файл: Загрузить

ТРЕБОВАНИЯ К ДЕФОРМАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ РАБОЧЕГО СЛОЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

  • Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация kulizhnikov@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье дано обоснование целесообразности увеличения прочности грунтов земляного полотна автомобильных дорог. Приведены рекомендуемые минимальные модули упругости грунтов и предельно допустимые упругие деформации на поверхности земляного полотна автомобильных дорог в разных дорожно-климатических зонах.
  • Ключевые слова: грунт, земляное полотно, автомобильная дорога, модуль упругости, дорожно-климатическая зона, упругая деформация
  • УДК: 625.731.2:624.131.54
  • Файл: Загрузить

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ МОНОЛИТНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ НЕРАЗРУШАЮЩИМ СПОСОБОМ

  • Канд. техн. наук Р.А. Еремин
    (ГБУ «Автомобильные дороги»)
    Конт. информация: r.eremin.01@gmail.com
  • Аннотация: В статье описываются основанные на излучении и регистрации электромагнитных волн устройства и методы измерения толщины асфальтобетонных и цементобетонных слоев дорожной одежды. В результате анализа возможностей серийного оборудования и экспериментов других исследователей предлагается модель нового устройства для определения толщины асфальтобетона и цементобетона на базе георадарного оборудования.
  • Ключевые слова: дорожная одежда, измерение, толщина слоя, асфальтобетон, цементобетон, метод общей глубинной точки, георадар
  • УДК: 625.76.004.58:550.835
  • Файл: Загрузить

СРОК СЛУЖБЫ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ С ШУНГИТОВЫМ МИНЕРАЛЬНЫМ ПОРОШКОМ

  • Канд. техн. наук, доцент, профессор Н.С. Ковалев
    (Воронежский государственный аграрный
    университет имени императора Петра I),
    ст. преподаватель Е.Н. Отарова
    («ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР»
    Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
    имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
    Конт. информация: NSKovalev@mail.ru;
    ekaterina.otarova@mail.ru
  • Аннотация: Асфальтобетон с шунгитовым минеральным порошком является сравнительно новым материалом, и его свойства мало изучены. Авторами проведены исследования циклической усталости такого асфальтобетона в лабораторных условиях с постоянной амплитудой деформаций. На основании полученных результатов спрогнозированы сравнительные сроки службы асфальтобетонных покрытий. Установлено, что прогнозный срок службы асфальтобетона с шунгитовым минеральным порошком на 2-3 года выше, чем у асфальтобетона на известняковом минеральном порошке.
  • Ключевые слова: усталость асфальтобетона, асфальтобетон с шунгитовым минеральным порошком, прогнозирование сравнительных сроков службы асфальтобетонных покрытий
  • УДК: 625.855.3
  • Файл: Загрузить

ПРИМЕНЕНИЕ ИГЛОПРОБИВНЫХ И НИТЕПРОШИВНЫХ БИОМАТОВ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

  • Канд. с.-х. наук С.И. Костенко,
    канд. экон. наук М.Е. Рабинер
    (ФГБНУ ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса),
    инженер С.Ю. Розов
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: rozov@rosdornii.ru
  • Аннотация: Для защиты открытого грунта от эрозионных процессов все чаще используются биоматы различных конструкций. Наиболее широко применяются иглопробивные и нитепрошивные биоматы. Главное отличие биоматов от других схожих конструкций заключается в использовании исключительно биоразлагаемых материалов. Проведено сравнение биоматов, изготовленных различными способами для разных целей – рекультивация, задернение обочин и откосов автомобильных дорог, озеленение и т.п.
  • Ключевые слова: биомат, рекультивация, защита от эрозии, откосы автомобильных дорог
  • УДК: 625.76+625.77:625.731.2:502.521:606
  • Файл: Загрузить

ОБ ИЗНОСЕ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ ОШИПОВАННЫМИ ШИНАМИ

  • Канд. техн. наук Н.А Лушников,
    канд. техн. наук П.А. Лушников,
    канд. техн. наук Л.А. Горелышева
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    инженер А.В. Корниенко
    (ООО «АЛКОРН»),
    инженер М.И. Новиков,
    инженер А.Д. Хоружий
    (МИИТ)
    Конт. информация: p.lushnikov@rosdornii.ru
  • Аннотация: Рассмотрены вопросы, связанные с износом дорожного покрытия шинами автомобилей, оснащенными шипами противоскольжения. Приведены предложения по решению этих вопросов.
  • Ключевые слова: зимний период, дорожное покрытие, износ, шины автомобиля, шипы противоскольжения
  • УДК: 625.7.033.373
  • Файл: Загрузить

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОМАССООБМЕНА В ПРОТИВОНАЛЕДНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

  • Инженер Е.В. Шехтман
    (ПИИ «Мосжелдорпроект»),
    д-р техн. наук Н.П. Сигачев,
    канд. техн. наук Я.В. Клочков
    (Институт природных ресурсов,
    экологии и криологии СО РАН),
    инженер З.Б. Дашинимаев
    («Забайкалжелдорпроект»),
    инженер Д.А. Григорьев
    (АО «Вилюйавтодор»)
    Конт. информация: (499) 262-51-10;
    (3022) 20-61-97;
    klochkov.zabirt@mail.ru
  • Аннотация: Рассмотрен способ безналедного пропуска воды при промерзании подземных водотоков вблизи дорожных сооружений. Приведена математическая модель тепловых процессов в дренажах, заполненных гранулированным пеностеклом. Выполнены теплотехнические расчеты дренажей в различных климатических условиях. Дана оценка способности дренажей пропускать воду в зависимости от расчетных температур зимнего периода.
  • Ключевые слова: безналедный пропуск воды, грунт, пеностекло, дренаж, теплопроводность, теплотехнические расчеты, математическое моделирование
  • УДК: 625.731.3:536.24
  • Файл: Загрузить

ВЛИЯНИЕ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА РАЗРУШЕНИЕ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

  • Инженер А.В. Бобков
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    д-р техн. наук А.В. Кочетков
    (Пермский национальный
    исследовательский политехнический университет),
    канд. техн. наук С.П. Аржанухина
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: bobkov@rosdornii.ru;
    nii_eko@mail.ru;
    soni.81@mail.ru
  • Аннотация: При зимнем содержании автомобильных дорог требуется особое внимание дорожных организаций к технологическим особенностям применения противогололедных материалов, с учетом не только их плавящей способности, но и теплофизических характеристик. В статье рассматривается математическая модель распространения тепла от точечного источника теплоты на примере работы хлористого кальция и хлористого натрия. Достоверность математической модели подтверждается проведенными натурными экспериментами.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, зимнее содержание, противогололедные материалы, теплофизические характеристики, хлористый кальций, хлористый натрий
  • УДК: 625.768.5:624.143.36
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА В ПЕРИОД ВОЗМОЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

  • Д-р техн. наук, профессор Т.В. Самодурова,
    канд. техн. наук Ю.В. Бакланов,
    аспирант В.Н. Перегудова
    (Воронежский государственный
    технический университет)
    Конт. информация: +7(473)271-52-02;
    samodurova@vgasu.vrn.ru;
    baklanovmail@mail.ru;
    lapusia2@yandex.ru
  • Аннотация: Предложена обобщенная классификация и алгоритм моделирования состояния дорожного покрытия в зимний период. Приведены результаты моделирования состояния дорожного покрытия. Исследован температурный режим в период образования скользкости и проведения работ по ее ликвидации. Выявлены параметры законов распределения минимальной температуры для стекловидного льда и снежного наката и рассчитаны вероятности образования скользкости в различных диапазонах температур.
  • Ключевые слова: автомобильная дорога, классификация зимней скользкости, моделирование состояния покрытия, минимальная температура при образовании скользкости
  • УДК: 625.768.6
  • Файл: Загрузить

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЙ

  • Канд. техн. наук Ф.К. Горбунов
    (Институт химии твердого тела и механохимии
    Сибирского отделения РАН),
    инженер Ю.Н. Шевцов,
    (ООО НПП «Новасиб»)
    Контактная информация: f1123723@yandex.ru;
    shewtsow@yandex.ru
  • Аннотация: В работе исследована возможность получения универсальной заливки дорожной (УЗД) для ее применения в ремонтных работах на улично-дорожной сети. Использование УЗД вместо или в дополнение к асфальтобетонному или цементобетонному покрытиям позволит увеличить срок службы участка дороги в несколько раз, что приведет к значительному снижению затрат на обслуживание и ремонт автомобильных дорог. Сообщается о полученной УЗД с улучшенными характеристиками относительно асфальтобетона (стойкость к истиранию – от 1,5 до 2,5 раз; водонасыщение – до 1%).
  • Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожное полотно, импортозамещение, композиционный материал
  • УДК: 625.76
  • Файл: Загрузить

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННО-ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ

  • Канд. техн. наук В.П. Волокитин,
    канд. техн. наук О.А. Волокитина,
    канд. техн. наук А.В. Еремин
    (Воронежский государственный
    технический университет)
    Конт. информация: nova.vp@mail.ru;
    dixi.o@mail.ru
  • Аннотация: Представлен метод определения деформационно-прочностных характеристик асфальтобетонных покрытий на мостовых сооружениях, учет которых в процессе строительства и эксплуатации позволит увеличить их срок службы и повысить безопасность движения.
  • Ключевые слова: мостовое сооружение, покрытие, деформация, прочность, слой, асфальтобетон, сферический штамп
  • УДК: 625.745.12:625.855.3:539.37+539.4
  • Файл: Загрузить

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА УЧАСТКАХ ДОРОГ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ ДОРОЖНЫМИ УСЛОВИЯМИ

  • Канд. техн. наук. А.Л. Рыбин
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье обсуждаются результаты анкетирования экспертов по оценке вероятности совершения ДТП из-за недостатков проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
  • Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия (ДТП), причины аварийности, аудит безопасности дорожного движения
  • УДК: 625.7:656.13
  • Файл: Загрузить

СТАРЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА И НИСХОДЯЩЕЕ РАСТРЕСКИВАНИЕ ВЕРХНЕГО СЛОЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

  • Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
  • Аннотация: Рассмотрено явление нисходящего растрескивания верхнего слоя асфальтобетонного покрытия. Проанализированы результаты исследований, выполненных в штате Флорида (США) по данному вопросу. Показано, что это явление обусловлено снижением сопротивления асфальтобетона растягивающим усилиям от движущегося транспорта в результате старения битума в слое и накопления микродефектов. Для оценки степени старения асфальтобетона может быть использован энергетический критерий.
  • Ключевые слова: нисходящее растрескивание, старение асфальтобетона, податливость при ползучести, энергетический критерий разрушения
  • УДК: 625.855.3
  • Файл: Загрузить

ВЛИЯНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО ЗАМОРАЖИВАНИЯ-ОТТАИВАНИЯ НА МОДУЛЬ УПРУГОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА

  • Д-р техн. наук, профессор В.А. Золотарев,
    аспирант Я.В. Ильин
    (Харьковский национальный
    автомобильно-дорожный университет)
    Конт. информация: vvm@khadi.kharkov.ua;
    ya_ilin@mail.ru;
    yail-in12011993@gmail.com
  • Аннотация: В статье рассмотрено влияние циклического замораживания-оттаивания и последующего отдыха на изменения модулей упругости асфальтобетона. Показана зависимость коэффициента морозостойкости от температурно-временных условий испытания. Обнаружен эффект частичного возвращения модуля к исходным значениям. Высказано предположение об использовании линейного вязко-упругого деформирования в качестве неразрушающего метода определения морозостойкости асфальтобетонов.
  • Ключевые слова: асфальтобетон, морозостойкость, линейная вязкоупругость, модуль упругости, тепловое восстановление
  • УДК: 625.855.3:539.3:620.192.42
  • Файл: Загрузить

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К АСФАЛЬТОБЕТОНУ

  • Канд. техн. наук Г.Н. Кирюхин
    (ООО «Институт Дорожных Покрытий»)
    Конт. информация: 8 (903) 233-51-33;
    dorkir@mail.ru
  • Аннотация: Проанализирован предварительный национальный стандарт на асфальтобетон. Даны замечания и рекомендации по его улучшению.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, дорожные асфальтобетонные смеси, асфальтобетон, нормирование, методы испытаний
  • УДК: 625.855.3:691.16:006.3/.8
  • Файл: Загрузить

О ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЛАБОРАТОРНЫХ ОБРАЗЦОВ АСФАЛЬТОГРАНУЛОБЕТОНА

  • Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru
  • Аннотация: Рассмотрено явление пристеночного эффекта, возникающего при формовании асфальтобетонных и асфальтогранулобетонных об-разцов. Показана существенно меньшая прочность при расколе образцов «десяток» по сравнению с образцами-«семерками» во втором случае.
  • Ключевые слова: асфальтобетон, асфальтогранулобетон, испытание на раскол
  • УДК: 625.855.3
  • Файл: Загрузить